Мем всем: откуда взялся новый народный жанр и в чем причина его популярности
Мемы – один из феноменов нашего времени. Ироничные шутки из интернета расходятся в народе не хуже, чем афоризмы классиков. Мы смеёмся над картинками и фразочками, пересылаем их друг другу в соцсетях и мессенджерах, цитируем в обычных разговорах. Что такое мемы, как рождаются и какова их роль в современной жизни – всё это уже исследуют эксперты. Всё шуточки «Британские учёные обнаружили ген, отвечающий за желание британских учёных обнаруживать гены», «Пока ты спишь, британские учёные доказали…» – этими и десятками других шуток о «британских учёных» кишит интернет. Начиная с 2000‑х «британские учёные» являются синонимом исследователей, которые работают над проектами, не имеющими никакой научной и практической ценности. Популярности в Сети учёные из туманного Альбиона обязаны своим реальным исследованиям о том, например, что «еда, быстро поднятая с пола, не считается упавшей» или что «9 из 10 божьих коровок Лондона болеют грибковыми венерическими заболеваниями». Британские учёные стремились увеличить свою цитируемость в СМИ, но выводы исследователей, содержащиеся в официальных пресс-релизах, были порой настолько курьёзными, что интернет-сообщество быстро превратило самих британских учёных в мем. Теперь сложно понять, что реально доказали британские учёные, а что из этого фантазия интернет-пользователей. Героем мемов последней пары лет ожидаемо стал коронавирус. «Коронавирус дал нам уникальную возможность посмотреть, какие шторы, обои, шкафы у знаменитых людей дома», «Ваш «ковид‑2021» нуждается в обновлении. Рекомендуем установить «ковид‑2022» – эти и многие другие шутки о COVID‑19 и карантине заполонили соцсети. Когда пандемия начала отступать и в российских регионах начали снимать коронавирусные ограничения, интернет-пользователи решили высмеять и это. Свою изюминку добавили новости об уходе зарубежных брендов с российского рынка. Соцсети заполонили картинки с надписями: «COVID‑19 отзывает свои бактерии и прекращает работу в России». Благодаря мемам можно узнать о горячей новости или интересном фильме. Хорошо забытое старое Термин «мем» (от греч. – «подобие») не такой новый, как может показаться. Его ввёл в 1976 году эволюционный биолог Ричард Докинз. Он сравнил мемы с генами. Как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое, так и мемы переходят из одного мозга в другой. В качестве примеров мемов Докинз назвал мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлёбки или сооружения арок. Сегодня мемом называют некий вирусный интернет-контент ироничного содержания. Они рождаются в блогах, форумах, чатах, группах в социальных сетях. Источником мема может стать новость в СМИ, предмет искусства, фильм, высказывание интернет-пользователя и так далее. Их объектами становятся идеи, символы, манеры, ситуации, образ действия. Мемы, или «мемасики», могут быть текстовыми, в виде картинок или видео, а также одновременно содержать картинку и текст. «Спонтанному бесконтрольному распространению среди интернет-пользователей подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает какие-либо ассоциации», – говорится в статье кандидата филологических наук Юлии Щуриной. Невозможно заранее предсказать, кто или что станет мемом. Например, широкую популярность получил свидетель на обычной свадьбе, которая проходила в городе Фрязино. Мужчина с суровым выражением лица в чёрной куртке и белых спортивных брюках, стоящий рядом с молодожёнами, никак не соответствовал ситуации. С помощью фотошопа свидетеля и переодевали, и помещали на другие фотографии и картинки. Досталось и Моне Лизе, которой с помощью того же фотошопа рисовали накачанные руки, меняли лицо, одежду, причёску. Джоконда Леонардо да Винчи и кофе успела попить, и музыку послушать, и селфи сделать. Она представала в образе Белоснежки, Анджелины Джоли, медведя, инопланетянина – вариаций огромное множество. Ах, карнавал В социальных сетях на публикации мемов специализируются целые сообщества, для которых «мемасики» создают профессиональные пикчеры. Такие мем-паблики зарабатывают реальные деньги за счёт продажи рекламных постов. Например, РБК в 2019 году сообщал, что стоимость одного рекламного поста в паблике «Лентач» с мемами достигает 60 тысяч рублей. «На самом деле эта система переосмысления, переворачивания смыслов существует в человеческой природе изначально, с тех пор как только появилась человеческая культура, – говорит социолог Александр Прудник. – Можем обратить внимание, например, на Средневековье, когда нищие во время шествия по узким улочкам Парижа или другого средневекового города одевались королями, епископами, переворачивая всю социальную культуру средневекового общества. Это культура карнавала. Только сейчас с появлением сверхинформационных технологий этот карнавал выведен из ограниченного пространства городской площади в глобальное информационное пространство. Мемы – это способ масс обозначить свою позицию, своё место в информационном мире, который в сознании многих равен миру реальному». Однако чем стремительнее развивается культура мемов, тем недолговечнее они становятся. То, над чем смеялись ещё вчера, сегодня может не вызвать даже улыбки. Но когда-нибудь по ним можно будет изучать историю – по крайней мере историю настроений общества точно.