Войти в почту

"Собачье сердце" стало гвоздем 114-го сезона Армавирского театра драмы и комедии

В Армавирском театре драмы и комедии поставили «Собачье сердце». Спектакль по культовому произведению Михаила Булгакова в старейшем театре Кубани, по мнению большинства зрителей, уже обрел популярность.

"Собачье сердце" стало гвоздем 114-го сезона Армавирского театра драмы и комедии
© Муниципальный вестник Армавира

Купить билеты в сентябре и первой половине октября у меня не вышло из-за того, что в зале были настоящие аншлаги, поклонники классики разбирали билеты как горячие пирожки. Но побороться за то, чтобы увидеть труппу главного режиссёра театра Юрия Ковалева, стоило.

Урвав не без усилий последнюю пару билетов, я радовалась как ребенок и, приготовившись к погружению в реалии 20-х годов прошлого века, отправилась в храм Талии и Мельпомены. На входе в театр нас, зрителей, встречала консьержка, которая проверила билет и предложила купить программку. В эстетику «Калабуховского дома» верилось все больше благодаря лестнице, украшенной в стилистике произведения.

Три звонка, занавес открывается. Мы видим приемную ученого-медика Преображенского. Вкратце нас посвящают в историю хирурга, профессора Филиппа Филипповича Преображенского, которого сыграл Алексей Ситнов, знакомую многим еще со школьной скамьи. Хирург-экспериментатор, который пересадил беспородному псу Шарику человеческие гипофиз и семенники, вследствие чего животное приобрело человеческий облик, а после и имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, - типичный уставший от жизни гений. Его жизнь строится на плавности, и он никуда не спешит, благодаря чему, по его скромному мнению, всюду успевает.

В общем-то небольшая повесть Михаила Булгакова непросто поддаётся театральной постановке из-за обилия внутренних монологов Шарикова, его снов и внутренних переживаний, которые очень сложно вместить в спектакль. Об этом театральные режиссеры говорят чаще всего. Процесс превращения бродячего пса из подворотни в человека из пятой квартиры «Калабуховского дома» и обратно изобилует контекстом и подтекстом. Поэтому постановщик, ставя «Собачье сердце», должен решить сразу несколько задач – как с помощью доступных художественных средств показать все нюансы, намёки и абсурдность происходящего. 

И здесь напрашивается только одно – «Ковалеву удалось!». 

Благодаря хорошему темпу повествования и использованию театральных хитростей уже после пяти минут постановки каждый зритель начинает чувствовать себя невольным участником спектакля - жителем соседней квартиры, которого шлейфом задевают все проблемы Преображенского и Борменталя. А доставляет им эти проблемы их собственный эксперимент. 

Шариков – создание профессора, которого профессор не полюбил или не смог полюбить. Возможно, потому что не способен был на любовь? Или потому, что всегда знал, что плод его «научного изыскания» никогда не прекратит быть помойным псом в его сознании? 

Что бы это ни было, благодаря Игорю Галанцеву мы верим, что Шариков - это его, профессорский, сын. Буйный, бунтующий против жестко установленных рамок, взращённый без истинной любви капризный отпрыск интеллигентного родителя, не готового принять на себя эту роль. 

Я с восхищением следила, как на сцене разыгрывались душевные метания доктора Борменталя, роль которого исполняет Иван Недорезов. Ему веришь, веришь его преданности профессору, его строгости к «неудавшемуся эксперименту» и желанию закончить страдания любимого наставника, избавив его от Шарикова навсегда.

Изящно-едкий смех сквозь слезы, жалость к каждому из персонажей – из зала ты уходишь задумавшись.

Мои главные мысли как при прочтении бессмертного произведения Булгакова, так и после просмотра спектакля остаются неизменными:

Нельзя играть в Бога, ведь ни один человек не способен любить что-то или кого-то так, как должно создатель. Как гласит 1-е послание Иоанна, глава 4, стих 8 «Бог есть любовь», а без любви все мы дети от «совокупления» Преображенского, Шарикова и Швондера.