Не так давно завершились выборы президента РАН и руководящего состава Российской академии наук - вице-президентов, Предидиума, академиков-секретарей. Выборы оказались непростыми, перед финальным голосованием неожиданно снял свою кандидатуру действующий президент РАН Александр Сергеев. Редакция получила отзыв на произошедшее от одного из академиков РАН, Азиза Музафарова. Мы решили опубликовать это сочинение вне зависимости от собственных оценок происходившего. Мы призываем других членов РАН (особенно - ее руководство) не оставаться в стороне от дискуссии и гарантируем публикацию всех мнений в этой дискуссии.
После драки кулаками не машут…
Казалось бы, все хорошо, собрание РАН завершилось, президент РАН выбран и утвержден президентом страны, а научная общественность опять недовольна. Как в той самой поговорке, осадочек остался. Что же пошло не так и почему? На эту тему я пытался порассуждать, пока свежи воспоминания.
Академию давно и намерено унижают, и это так странно и непонятно. Казалось бы, на государственном уровне не может быть эмоциональной реакции на те или иные действия академии, тем более ее Отделений одного из немногих институтов нашего государства, безоговорочно признаваемых практически во всех уголках планеты. Что за удовольствие наблюдать за деградацией народного достояния и с упоением принимать в нем участие? Можно понять, когда унижают Православную церковь ее зарубежные недруги, но чтобы самим без посторонней помощи уничтожать уникальную по многим параметрам организацию – это понять нельзя, тем более простить. События развиваются неспешно, как в анекдоте о научном поиске про блоху: «когда блохе оторвали шестую лапу, она слышать перестала». «А посмотрим, что вы теперь запоете, когда мы у вас институты отберем…»
Надежды членов академии на возвращение институтов эти люди называют фантомными болями. Именно здесь происходит водораздел между гонителями и верующими в возрождение академии. Гонители искренне считают академию совершенно никчемной организацией, ни к чему не способной, неповоротливой и неуправляемой. Надо честно признаться, она все больше и больше такой и становится их стараниями. Об очередной операции и пойдет речь.
Мы проиграли очередное сражение за нашу академию. Произошло это быстро, деловито и без лишнего шума. Стоит ли ворошить прошлое, где искать правду, и как описать ситуацию, в которую академия попала в полном смысле этого слова? Были ли выборы честными и открытыми, как того требует Устав и как об этом уже через пару часов объявил курирующий науку вице-премьер? В футболе в таких случаях говорят: «судья не видел», а еще «заиграно». Т.е., может, фолы и были, но игра продолжилась, и уже невозможно вернуться к моменту нарушения. Но так было раньше, когда не было видеоповторов. Давайте вернемся к записи и попробуем без спешки, спокойно проанализировать ситуацию.
Ситуацию, в которую попала академия, можно описать известным идиоматическим выражением «телега впереди лошади». Так говорят, когда нарушен естественный и общепризнанный порядок сочленения сложного многоуровнего механизма. Т.е. когда все отдельные части правильные, но их соединение абсурдно, и устройство не может нормально функционировать. В нашем случае «телега впереди лошади» означает то, что прикладная наука, ярким представителем которой является новый президент академии, будет управлять фундаментальной.
При всей условности этого деления, нового выдвиженца, при всем желании и при всех затратах на пиар, к академической элите не отнесешь. Вишенкой на праздничном выборном торте была фраза нового президента, после объявления результатов выборов: «А завтра будем выбирать академиков-секретарёв!». Скорее всего, он действительно хороший и толерантный человек, и в президенты пошел, поскольку не умеет отказываться. Сказали надо спасать академию – будет спасать! Уровень его поддержки на прошлых выборах адекватно отражает уровень его статуса в академии без «раскрутки». Но когда за дело берутся профессионалы…
Все было на этих выборах: и грязные публикации в прессе, порочившие на все лады действовавшего на тот момент президента и его окружение, и выраженное административное давление в виде доверительных бесед влиятельных фигур со знаковыми членами Отделений, на которых ориентируется общественное мнение, и массовый обзвон рядовых членов академии «активистами» новой команды.
Наиболее тягостным было публичное переобувание знаковых фигур на общем собрании. Было и нарушение уставных процедур проведения собрания, был и своеобразный матрос-железняк, претендент-неудачник прошлых выборов, который «предчувствовал» расклад и который по старой партийной привычке то и дело вскакивал перед президиумом и все чего-то громогласно требовал; особенно запомнилась последняя инициатива начать процедуру голосования вечером первого дня. Ничего не помогало, по всем прогнозам получалось, что действующий президент победит в первом туре. И вот тут случилось страшное. И на этот случай есть прекрасная идиома - «вытерли ноги». Это особенно жутко смотрелось на фоне завываний в ходе избирательной кампании о том, что президент не защищает честь академии от нападок. Все сделано было публично и прилюдно: действующий президент на этот раз был не в силах защитить ни себя, ни академию, снял свою кандидатуру, сославшись на беспрецедентное давление.
Что выручает академию в таких ситуациях – это ее древняя история, в которой уже все было, и хулители, и гонители, и «беспрецедентное» давление тоже было и совсем недавно. Но у кукловодов была хотя бы попытка сохранить лицо своим претендентам, все они солидарно сняли свои кандидатуры… и выборы перенесли. На этот раз было не до сантиментов. Снял кандидатуру – очень хорошо, путь свободен. Но есть еще голосование, выборы в академии подтасовывать не принято.
И вот тут наконец сработала давняя стратегическая задумка. Академию не случайно разбавили «медиками» и «аграриями », которым на начальном этапе были чужды академические традиции «большой» академии. Они и кворум обеспечили и проголосовали, как нужно. По результатам выборов видно, что старая академия голосовала за сибиряка.
Я, как раз из тех, кому не дали выступить на этом собрании «победителей», очень хорошо предчувствовал такой исход и, как мне кажется, мог бы повлиять на наших коллег по цеху, но председательствующий, опытный организатор от медицины, нарушил утвержденную повестку общего собрания*.
Текст своего выступления привожу ниже. Мог ли он что-нибудь изменить?
Дорогие коллеги!
Я не в первый раз участвую в выборах президента РАН, но не помню такой грязной кампании как текущая: публикации в прессе, привлечение телевидения, массовый обзвон членов академии – все брошено кукловодами на то, чтобы привести представителя бизнеса к руководству академии. Кукловодят те же силы, которые устроили нам кризис 2013 года.
_ Нельзя поддаваться давлению. Они всячески спекулируют на близости своего кандидата к президенту страны. Это все вранье. Позиция президента неизменна как в отношениях в международных делах, так и внутри страны, он всегда поддерживает законно избранного претендента и работает с ним. Так было в прошлый раз, так будет и на этот раз. Поэтому давайте стряхнем с себя все заморочки специально нанятых за щедрые посулы ходатаев за бизнес-кандидата. Всем этим посулам манны небесной грош цена._
Кукловоды как не понимали суть академии и ее ценности для страны и мира, так и не понимают ее. Они пытались нас стравливать объединив академии, но мы стали дружнее, и наше взаимодействие крепнет день ото дня, перерастая в плодотворное сотрудничество. Они просчитались, потому что академией руководит ученый, а ученые между собой всегда найдут пути к конструктивному взаимодействию.
Пост президента РАН очень важен для нас. Среди моих пожеланий новому президенту – создать школу кадрового резерва для руководства академией из молодых академиков, с тем чтобы мы в следующий раз исключили появление случайных людей среди претендентов. Кукловоды пытаются провести своего кандидата по аналогии с известным историческим прецедентом, когда в результате голосования под давлением в римский сенат был избран конь! Мы же не хотим создать еще один пример такого рода? Учтите, в нашем случае это будет Троянский конь, уши кукловодов явственно торчат сквозь прорехи в наспех натянутой шкуре.
Что касается щедрых посул благоденствия и щедрых подачек – сказали древние: «бойтесь данайцев, дары приносящих». Призываю помнить, что нас выбирали в академию как людей чести и высокой ответственности за будущее академии. Будьте достойный этого доверия. Голосуйте за ученых!
Что же мы имеем в результате. У РАН новый президент, на самом деле к власти пришли кукловоды – такой коллективный Карабас-Барабас. Так ли все плохо? Скорее нет, чем да. Во-первых, прежняя команда отработала очень достойно. Практически без поддержки сверху они сделали очень много важной работы, на которую немногие способны, и уж точно сдали академию в гораздо лучшем состоянии, нежели приняли. Более конкретно и стройно об этом можно прочитать в телеграмм-канале академика Хохлова, который не изменил своей привычки к открытому общению и подвел итоги «правления», ни словом не обмолвившись о выборах. Что это: подписка о неразглашении, или позиция не ворошить прошлое, не мешать новой команде? В любом случае его деятельность заслуживает уважения и благодарности. Зал вначале согласившийся с отстранением президента, затем очень тепло стоя его проводил аплодисментами, я думаю, они относилось и к его команде. Передача власти произошла в варианте «пост сдал-пост принял», ни о какой преемственности речи не шло, и ни одного человека из окружения бывшего президента в новой команде не оставили. Т.е. всю полноту ответственности за все, что произойдет с академией, несет новая команда, ширмы больше нет. Все ниточки на виду. В опасности институты, но до тех пор, пока членов академии допускают до работы в институтах, за судьбу институтов можно не тревожиться. По организации выборов видно, что кукловоды за прошедшие годы противостояния с академией чему-то научились, во всяком случае заход с объединением академий себя оправдал, а это уже не просто план, но стратегия. Привлечение в команду вице-президентов молодых академиков и член-корреспондентов – очень сильный ход, который, безусловно, пойдет на пользу академии. Расчеты на то, что они будут легко управляемы, так же как новый президент, не оправдаются. Молодежь уже прошла первые ступени академической науки, а это дорогого стоит, ими не поманипулируешь. Наконец, в команде есть настоящие ученые, для которых мнение академического собрания не пустой звук, им, в отличие от кукловодов, есть что терять. И, разумеется, есть надежда, что победители уже наигрались и теперь постараются сделать что-то реальное для академии, тем более что у них есть неограниченный кредит доверия от власти.
Что касается академии, то она по-прежнему неповоротлива и все еще разобщена. Это нормально и естественно, но пора научиться объединяться, отстаивая интересы академии, интересы страны. То, что кукловоды допустили академика Сергеева к выборам, а затем заставили снять свою кандидатуру, застало академию врасплох. Призывы «Клуба 1-июля» не участвовать в голосовании и сорвать его из-за отсутствия кворума, оказались слишком радикальными для большинства членов и были отвергнуты как недостойные академического сообщества.
Тут надо сказать, что старая партийно-хозяйственная выучка активистов из команды кукловодов сделала свое дело. В ход было пущено все, о чем уже написано выше, и это дало свой результат, новые отделения дрогнули, для них это все еще «чужая война». Рисковать нормальным функционированием академии ради торжества академических правил, по их мнению, явно не стоило, привычка держаться кучно и слушаться начальства сыграла свою роль. Да и угрозы закрыть академию, звучавшие от активистов, для них не пустой звук – их ведь взяли и закрыли. Давайте отнесемся к их позиции с пониманием, в надежде, что со временем новые члены будут все больше ощущать себя членами большой академии.
Чего же хотела добиться старая академия? Сохранения честных выборов, без привнесения в них политиканства и административного давления, обыденного при решении выборных вопросов в бизнес-структурах. Там все средства хороши, если они позволяют в итоге формализовать неправедные решения правильной заключительной процедурой, которая легитимизирует все нарушения. Как, собственно, и было сделано в этот раз.
Подобными действиями кукловоды подставляют президента страны, поскольку с их подачи он формально визирует выбор академии, а, на самом деле, результаты подковерной спецоперации по захвату власти в академии. Ведь если бы выборы не состоялись, то президенту пришлось бы, согласно процедуре, назначить исполняющего обязанности, т.е. облечь конкретного ученого своим доверием. За это и шла борьба, после отстранения старого президента от выборов.
Академическая структура совершенно пропрезидентская, и надо добиваться того, чтобы так же, как при выборах губернаторов на ранних этапах, президент предлагал две-три кандидатуры, которым он может доверить академию. А академия выберет ту единственную кандидатуру, которая обеспечит нормальный контакт академии с властью. Кстати, отстраненный от выборов кандидат – академик Нигматулин Р.И., в своей программе явственно обозначил эту проблему. Власть так или иначе участвует в выборах, утверждая или не утверждая кандидатов, но, к сожалению, не останавливается на этом, допуская беспрецедентное давление, о котором говорили практически все уходящие президенты, от Осипова и Фортова до Сергеева. Внятно выраженные рекомендации президента решают эту проблему полностью и однозначно.
Но ради чего такие усилия? Выше обсуждалось, какая многоходовая стратегия была успешно сыграна кукловодами. Все возможные отклонения были продублированы и исключены. Чем их не устраивал действующий президент, в качестве своего кредо провозгласивший необходимость тесного сотрудничества с руководством страны и строго его придерживавшийся? Что такое умеет новый президент, чего не умел отстраненный? Не знаете? Между тем, это очевидно.
Он руководит бизнес-структурами и прекрасно умеет осваивать государственные средства и отчитываться за них. Власти хотят получить от академии ОТДАЧУ! Вот выделили к лету столько-то миллиардов, а по осени вот вам и результаты, и отчеты, и продукция, и ровно на ту сумму, как выделено. Сальдо сходится, и все счастливы, и министерства, и все участники этого замечательного процесса по пути не туда. Недаром, ох, недаром, активничают по большей части отставные директора прикладных монстров, готовятся к освоению академических фондов, вот только за чей счет?
Эта перестановка, которую очень условно можно назвать выборами, говорит о том, что власти как не умели пользоваться академией, так и не научились и в ближайшее время не научатся. Карабасы приспособятся выжимать из академии нужные результаты, вот беда, она потом долго по прямому назначению работать не будет. Вместо того, чтобы создавать мобильные инновационные пояса вокруг академических институтов и университетов, они выстроили в чистом поле Сколково и 10 лет ждали от него отдачи, а нужно еще десять лет ждать, готовы? Стартапы, которые заменили R&D центры крупных корпораций на западе, вполне могли были быть созданы вокруг институтов, только для этого нужно было выделить целевые деньги на такую деятельность и поручить Отделениям академии ее организовать и контролировать такую работу, и только после этого подтягивать прикладные и оборонные научно-производственные центры. Вот тогда телега поедет, если лошадь перестанут тренировать не есть, как в известной притче о цыганской кобыле. Традиционный вопрос – что делать? Работать, пока есть такая возможность, искать новые формы взаимодействия, активно включиться в инновационный процесс в тех формах, которые доступны и которые содержат рациональное начало. Перенимать и распространять новые формы работы с молодежью, которые появляются в отдельных институтах. Готовить кадры, в академии должен появиться кадровый резерв и для будущих президентов, и для Отделений и президиума, и для организаций-генераторов стартапов, и для инновационных предприятий. Одно ясно – академия выживет и возродится, за триста лет чего только не было, и она всегда стряхивала с себя грязь, очищалась и возрождалась, так будет и на этот раз. Но чем дольше ее терзают, тем больше времени, сил и средств понадобится вложить в ее возрождение.
Собственно, цель этой статьи не призыв на баррикады и не призыв к дальнейшей конфронтации внутри академии с новым президентом. Отнюдь, статья заканчивается призывом к работе и дальнейшему прогрессу академии. Тем не менее, важно зафиксировать, что смена власти произошла с применением грязных избирательных технологий, которые академия не приемлет. Важно зафиксировать этот безобразный прецедент, которому академия оказалась не в силах сопротивляться. Это означает, что власти перешли к прямому назначению президента РАН и прямому управлению академией.
Из этого следует два вывода: первое, власти приняли на себя всю полноту ответственности за эффективное использование такого уникального инструмента как РАН; второе, властям не стоило для захвата поста президента и формирования президиума использовать демократические процедуры выработанные в академии за многие годы ее существования. Честнее назначить нужного им президента и внести изменения в Устав. Это не поздно сделать и сейчас. Уровень доверия членов академии действующему Президенту страны стабильно высок.
Академия не политическая партия, поэтому вброс избирательных технологий из политического поля не встретил, да и не мог встретить достойного сопротивления, но горькое послевкусие от всего произошедшего, безусловно, осталось. Шагреневая кожа возможностей еще немного уменьшилась… Ни в коей мере не хочу идеализировать академию, она такая какая есть, известно – «три академика - пять мнений»; управлять такой структурой, а через нее институтами, очень трудно.
Для этого нужны люди особого склада, сочетающие яркие лидерские качества и умение организовать коллективное руководство, понимающие цели и задачи академии и во главу угла ставящие интересы государства. Таких людей нужно готовить, а для этого создать кадровый резерв из молодых академиков по 3-5 человек от Отделений (отобранных по рекомендации Общих собраний), разработать программу подготовки, включающей в том числе и контакты с кадровым резервом президента, за время подготовки в которой примут участие виднейшие ученые страны, «школьники» освоят методы управления академией, поймут ее сильные и слабые стороны и выработают программу ее возрождения. Такая команда придет к управлению в результате честных и прозрачных выборов, займет руководящие посты в Отделениях и в составе Президиума РАН, и в короткие сроки возродит академию, вернет ее с обочины, на которую ее теснят невежи, на магистральную дорогу прогресса, основанного на достижениях науки и обеспечит последовательное и планомерное создание экономики знаний.
Академик РАН Азиз Музафаров
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции