Жалкие люди
100 лет назад, 29 сентября 1922 года, из Петрограда отчалил пароход «Обербургомистр Хакен». На палубе толпился без всякого преувеличения цвет русской интеллигенции: философы, публицисты, историки, писатели, ученые, врачи, преподаватели вузов. Бердяев и Франк, Ильин и Трубецкой, Зворыкин и Вышеславцев... И многие другие, изгнанные из Советской России. Одних профессоров выслали четыре десятка! Эти рейсы (а их было не один и не два) потом в публицистике обобщенно назвали «Философским пароходом».
Почему этих людей выслали? Потому что стало ясно, что новую советскую реальность они не приняли. И уже не примут. Но, оставаясь в обновленной России, они одним своим присутствием и публичным авторитетом будут мешать построению нового общества. Что важно: они не хотели уезжать. Революционные потрясения, эпидемии, Гражданская война, голод, дичайшее неустройство... Они не уезжали.
Советской власти пришлось своей волей изгонять их из страны. Хотя кое-кто, к примеру, философ Густав Шпет, используя связи и знакомства, остался. Удалось избежать высылки и писателям Евгению Замятину и Борису Пильняку. Казалось бы: дело прошлое. Но вот очередной виток исторического процесса — и «философские» самолеты, поезда, даже автомобили увозят из России оппозиционно настроенную массу. Первая волна покатилась после начала спецоперации на Украине. Сейчас, после объявления частичной мобилизации, катит вторая.
Есть, правда, ряд отличий. И все не в пользу нынешних отъезжантов. Их ведь никто не высылает, сами бегут как подорванные — это раз. Два — масштаб личности. Ну как можно сравнивать телеведущего Максима Галкина и философа Николая Бердяева? Веру Брежневу и Зинаиду Гиппиус? Моргенштерна и Федора Шаляпина? Три: большинство всех этих «оппозиционеров» в итоге возвращаются. Понять их можно. Развлекать русскоязычных мигрантов, кочуя между Брайтоном и Хайфой, всю жизнь не получится.
Ну дашь десяток-другой концертов. И все. А кушать-то хочется. Вот и едут обратно: авось отходчивый русский народ забудет и простит. Писатель Захар Прилепин считает, что если люди не хотят сражаться за свою страну, то «надо продумать форму их, например, финансового участия в общем деле». Отчисляй в пользу фронта и сиди тихо. Еще можно в виде альтернативы отчислениям поработать при госпиталях и гуманитарных фондах. Предложение интересное.
Не должно быть такого, когда часть социума живет вне общества и его проблем. Живешь в России? Тогда участвуешь в общем деле, решаешь стоящие перед родиной проблемы. Если же «эта страна» — не твоя, тогда уезжай в другую и решай уже ее проблемы. Вы не с нами? Вы сами по себе? Ок, валите. Только больше не проситесь обратно.