Нейросети, планшеты и переход в цифру. Как технологии изменили работу врачей и вывели медицину в Москве на новый уровень
Современные технологии с каждым днем все сильнее меняют нашу жизнь. То, что еще недавно было выдумкой научных фантастов, сегодня воплощается в реальность. Прорывным проектом стала цифровизация московского здравоохранения. Благодаря ей высокотехнологичные сервисы каждый день делают работу врачей легче, экономят их время и улучшают качество диагностики. Как созданная в Москве система ЕМИАС вывела медпомощь в столице на новый уровень — во второй части проекта «Ленты.ру» «Город здоровья».
Сердце мегаполиса
Трудно представить, что еще 20 лет назад не было смартфонов, а компьютеры считались роскошью. Сейчас мы не мыслим свою жизнь без электронных устройств, а цифровые сервисы активно внедряются во всех отраслях, в том числе в здравоохранении.
В начале 2010-х перед руководством Москвы была поставлена амбициозная задача — вывести столичную сферу здравоохранения в число мировых лидеров. Одним из средств для этого стала цифровизация.
Уже в 2011 году начались работы по созданию Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС) — цифрового сердца столичного здравоохранения. Была организована инфраструктура, которая впоследствии связала в одну сеть детские и взрослые поликлиники, стоматологические амбулатории, женские консультации, диспансеры и диагностические центры, стационары и так далее. Но начиналось все с поликлинического звена и с таких базовых вещей, как установка достаточного числа электрических розеток в городских амбулаториях, чтобы новое оборудование работало без проблем.
Параллельно нужно было обучить медперсонал работать с современными сервисами. Для этого в Москве развернули обучение врачей на рабочих местах в поликлиниках. Показывая преимущества цифровых сервисов, организаторам здравоохранения удалось склонить на свою сторону даже тех медработников, которые в силу возраста боялись осваивать новые технологии. Им показывали: нажал доктор на кнопку — увидел, кто из пациентов сегодня к придет. Нажал другую — за минуту сформировал отчет, на создание которого раньше уходила масса времени.
Постепенно в ЕМИАС внедрялись все более сложные функции, кардинально меняющие процессы в медицине. Цифровое сердце мегаполиса билось все громче.
Причем то, что цифровая система здравоохранения в Москве создавалась практически с нуля, стало преимуществом: бумажные документы изначально оцифровывались в правильном формате, цифровые стандарты создавались сразу для всех городских учреждений, IT-продукты разрабатывались с учетом особенностей всех городских больниц. Это позволило создать в Москве одну из самых лучших в мире цифровых платформ здравоохранения, которая развивается и сейчас: к платформе, как в конструкторе Lego, добавляют новые детали и развивают уже созданные проекты.
Паспортный контроль
Один из новейших сервисов ЕМИАС — цифровой паспорт участка. Он позволяет участковым врачам получить онлайн-доступ к актуальной и автоматически обновляемой информации о пациентах. По словам заместителя мэра по социальным вопросам Анастасии Раковой, это полноценная аналитическая система, где содержится перечень всех прикрепленных к поликлиникам горожан. Врачам доступен набор данных и в целом по участку, и по каждому отдельному пациенту.
«Информация, которая еще недавно хранилась только в бумажных журналах, теперь обновляется в режиме реального времени и доступна медикам в любой момент в удобном формате, — подчеркивает вице-мэр. — Это существенно экономит время».
Пара кликов — и на экран выводится все, что врачу нужно знать: количество прикрепленных к терапевтическому участку пациентов, их возраст, адреса, группы здоровья, социальный статус, пользуются ли они льготами по инвалидности и так далее. Также доступна информация о вызовах скорой помощи на участке, о госпитализациях, постановках на учет по отдельным видам заболеваний, отклонениях в данных лабораторных исследований у пациентов.
Подобный подход помогает врачу принимать правильные и быстрые решения. Например, спрогнозировать индивидуальные риски для пациента, при необходимости пригласить его на прием и выбрать верное лечение.
«Появление цифрового паспорта — важнейшее событие для всей участковой службы, которая является основной в амбулаторно-поликлинической сети, — говорит главврач детской поликлиники №122 Александр Брагин. — Это огромный шаг по улучшению качества обслуживания населения. Например, ночью родители вызвали ребенку скорую помощь из-за приступа астмы. Врач увидит это в системе и поймет, что необходимо утром нанести визит этой семье, чтобы проверить здоровье малыша».
Также программа незаменима для медико-статистической оценки распространенности разных патологий на конкретной территории. Это важно для планирования работы врачей, выстраивания системы лекарственного обеспечения. Прежде для подобного анализа приходилось пользоваться бумажными списками, в которых были прикрепленные к конкретной поликлинике жители, затем открывать медицинские карты каждого пациента, сверять все — это был монотонный труд. Теперь все происходит мгновенно — по нажатию одной клавиши.
Наконец, цифровой паспорт стал важным инструментом контроля за распространением заболеваний, в том числе в московских школах и садах. В системе отражены все больные, у которых диагностированы острые инфекции, это позволяет врачам оперативно реагировать на возможные риски.
Причем цифровые паспорта в Москве появляются не только у участков: 8 сентября стало известно, что в столице началась реализация пилотного проекта по внедрению цифровых паспортов поликлиник. Он позволит главным врачам и их заместителям видеть в режиме онлайн актуальную информацию одновременно по всем филиалам и всем прикрепленным пациентам каждой поликлиники. В рамках пилотного проекта к новому сервису уже подключились девять столичных медицинских учреждений.
Благодаря интеграции Единой информационной платформы и «Московской электронной школы» (МЭШ) участковые педиатры тоже могут видеть полную картину: какое образовательное учреждение посещает ребенок, когда он проходил или должен пройти профилактический осмотр и так далее.
«Раньше нередкой была ситуация, когда сведения о школе на бумажном носителе устаревали — ребенок мог перейти в другое учреждение, — объясняет вице-мэр Ракова. — Сейчас благодаря интеграции МЭШ и ЕМИАС врач видит актуальные данные, может с легкостью связаться со школой и предупредить об инфекционном заболевании среди учеников, что позволит вовремя принять меры и не допустить распространения».
Сейчас в Москве начинается проект по динамическому наблюдению за состоянием москвичей с хроническими заболеваниями. Он включает патологии кровеносной и эндокринных систем — это сахарный диабет II типа, гиперхолестеринемия, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и другие.
На практике это будет выглядеть следующим образом: участковый врач в системе видит пациента с хроническим заболеванием — одной из девяти нозологий. Во время осмотра он открывает в ЕМИАС карту диспансерного наблюдения больного, определяет, какие ему нужно пройти обследования, формирует электронные направления, определяет, какие лекарства нужно принимать, и выписывает рецепт. Далее врач оценивает результаты исследований и при необходимости корректирует программу наблюдения и лечения. Он продолжает следить за состоянием пациента в перерыве между приемами. Это позволяет индивидуально вести каждого пациента.
Для того чтобы помогать врачам следить за москвичами с хроническими болезнями, в Москве создают команду специалистов поликлиник со средним медицинским образованием. Сейчас проект стартует в двух городских поликлиниках, а затем будет расширен.
Умные помощники
Еще один революционный этап в цифровизации столичной медицины — запуск на базе платформы ЕМИАС системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР). Это набор цифровых инструментов, помогающих врачу на этапе диагностики состояния пациента. Система предлагает три варианта предварительного диагноза и набор необходимых диагностических процедур и консультаций. На каждом шаге работают алгоритмы программы, разработанные на основе клинических рекомендаций и международных стандартов, — это нейронная сеть, натренированная на ретроспективных данных. В обучении искусственного интеллекта участвовали лучшие врачи московских и федеральных клиник.
Происходит это так. Пациент приходит к врачу, рассказывает о самочувствии, перечисляет жалобы на здоровье. Врач вносит эти данные в компьютерную систему (сегодня пациент может и самостоятельно, еще на этапе онлайн-записи к доктору, с помощью специального чат-бота составить список жалоб, которые будут доступны специалисту в ЕМИАС в ходе приема).
Далее сервис СППВР обрабатывает жалобы с помощью искусственного интеллекта, а затем выдает три наиболее вероятных диагноза, соответствующих симптомам пациента. При этом никто не ограничивает специалиста в принятии самостоятельного решения. Если врач считает, что случай сложнее, он вправе действовать так, как подсказывает ему опыт.
Когда предварительный диагноз сформирован, чтобы подтвердить или опровергнуть его, потребуется дополнительное обследование. На этом этапе СППВР предлагает врачу воспользоваться еще одним сервисом — пакетными назначениями с набором лабораторных и инструментальных исследований и возможностью записать пациента на консультации к узкопрофильным специалистам, которые работают с подозреваемыми у пациента патологиями.
Врач может либо воспользоваться всем предложенным пакетом, либо назначить дополнительные диагностические процедуры. Таким образом практически на 100 процентов исключается вероятность, что какие-либо нюансы окажутся вне поле зрения врача, даже если он впервые видит пациента или пациент плохо помнит историю своего заболевания.
«Если пациент пришел в первый раз или давно не был на приеме, очень удобно одним кликом назначить все обследования для полной диагностики, — объясняет главный врач поликлиники №2 Наталья Шиндряева. — Так исключается влияние человеческого фактора, ведь система подсказывает, какие исследования нужно сделать. Например, ряд обследований при определенных диагнозах нужно проводить ежегодно».
Эксперты подсчитали, что использование цифрового помощника помогает в десять раз сократить среднее время назначения диагностических исследований. Искусственный интеллект за доли секунды сопоставляет множество факторов: симптомы, результаты обследований, показания.
«Технологии используются для того, чтобы максимально освободить время врача для работы с пациентом. Именно общение с пациентом — ключевой фактор в правильной постановке диагноза и назначении лечения, — заключает врач Наталья Шиндряева. — В целом мы настолько продвинулись в использовании информационных технологий, что без ЕМИАС мы практически себя не видим. Такие сервисы минимизируют ошибки в диагностике и помогают молодым докторам».
По данным пресс-службы комплекса социального развития Москвы, предварительный диагноз, предложенный СППВР, подтверждается в 70 процентах случаев (поставлено более пяти миллионов диагнозов). Уже сегодня это отличный результат. Но нейросети постоянно обучаются и совершенствуются. В перспективе сервис, который учится каждый день, позволит достичь 95-процентной диагностики. Эксперты уверены, что искусственный интеллект никогда не сможет заменить врача, но уверены и в том, что он станет их незаменимым помощником.
Большой медбрат
Сервисы на основе искусственного интеллекта интегрированы и в Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС). В городское облачное хранилище медицинских изображений, которое является одной из составляющих радиологического сервиса, ежедневно загружаются снимки с 1300 цифровых диагностических устройств, расположенных в медучреждениях Москвы.
В работе рентгенологам помогает искусственный интеллект. Алгоритмы компьютерного зрения анализируют КТ, МРТ и рентгеновские снимки. Изначально программы были задействованы для анализа снимков на наличие признаков COVID-19, но области применения расширяли. Теперь сервисы искусственного интеллекта помогают находить на КТ признаки рака легкого, остеопороза позвоночника, аневризмы грудного отдела аорты, ишемической болезни сердца, инсульта, легочной гипертензии, а также патологии легких на рентгенографии и флюорографии, рак молочной железы — на маммографии и многое другое.
В дальнейшем, поясняет заместитель мэра Москвы по социальным вопросам Анастасия Ракова, сервисы искусственного интеллекта будут помогать врачам в обработке исследований по 29 направлениям. Уже сейчас нейросети могут проанализировать один снимок КТ сразу на семь патологий. Благодаря высокой точности цифрового помощника, а также объединению оборудования в единую сеть среднее время описания лучевого исследования в Москве сократилось в среднем в 18 раз.
Теперь все внимание специалиста может быть обращено на снимок — описывая его, даже не нужно отвлекаться на клавиатуру компьютера: медработнику помогает программа голосового ввода заключений. Она распознает обычную речь и медицинские термины, адаптируется к произношению каждого врача и может пополнять свой словарный запас. Такой метод описания снимков быстрее традиционного ручного на 20 процентов. Чтобы пользоваться голосовым вводом, необходимы только наушники и микрофон.
Также в Москве действует референс-центр лучевой диагностики, где цифровые изображения описывают самые опытные врачи — эксперты-рентгенологи, кандидаты и доктора медицинских наук, члены международных ассоциаций. Одна из основных задач центра — выработка единых стандартов и протоколов лучевой диагностики, консультационная помощь специалистам городских больниц и поликлиник, если тем понадобилось второе мнение. Также в референс-центре проводят дистанционное обучение специалистов.
Все это помогает значительно сократить сроки исследований. Если в 2015 году на получение результата уходило от четырех до пяти суток, то сейчас с момента отправки снимков в Единый радиологический сервис до получения заключения рентгенолога могут пройти считаные минуты.
В ЕМИАС встроены и другие полезные цифровые инструменты, такие как КТ-калькулятор, позволяющий оценить степень поражения легких, и автоматическая расшифровка электрокардиограммы. Кроме того, в стационарах Москвы для оценки состояния пациентов с COVID-19 внедрен цифровой сервис «Ньюс2». Он позволяет оценить эффективность проводимого лечения. Если показатели больного ухудшаются, врач принимает решение либо о смене тактики лечения и дополнительных обследованиях, либо о переводе пациента в отделение интенсивной терапии. Сервис основан на международном методе оценки риска ухудшения состояния пациента по шкале NEWS2.
Следующий шаг — внедрение нового алгоритма работы приемных отделений. Программа анализирует данные о состоянии поступившего в больницу пациента и определяет степень тяжести его состояния. Результат визуализируют с помощью цвета: красный и оранжевый — тяжелый пациент, которому требуется реанимация или экстренная операция; желтый — пациенту необходимо наблюдение, его маршрутизируют для дальнейшего осмотра и дополнительных исследований; зеленый — стабильное состояние, пациента можно переводить в диагностический зал приемного отделения. Такая система уже внедрена в 30 стационарах Москвы.
Доктор гаджет
Высокие технологии помогают медикам не только в стенах поликлиник и больниц, но и за их пределами. Каждая бригада скорой помощи имеет на вооружении современные планшеты, подключенные к ЕМИАС.
Благодаря этому медики еще по дороге к пациенту получают из его электронной карты всю необходимую информацию: причины вызова, есть ли хронические заболевания, противопоказания к лекарствам и прочее. Приезжают они уже подготовленными. Также врачи смогут заполнить медкарту прямо на планшете, не делая записи вручную и не распечатывая документы, когда вернутся на подстанцию.
Гаджеты умеют принимать вызовы в онлайн-режиме, строить наиболее короткий маршрут к адресу вызова, автоматически запрашивать место в стационаре для медицинской эвакуации, а также через ГЛОНАСС и GPS найти и выбрать бригаду скорой помощи, находящуюся ближе всех к месту вызова. Планшет также умеет автоматически передавать всю информацию о состоявшемся визите врача в электронную карту пациента. А дальше специалисты в поликлинике по месту жительства смогут оценить, нуждается ли человек в дополнительном наблюдении.
Сейчас в Москве работают над автоматизацией процесса наблюдения за новорожденными. Исторически заведено, что в течение первого месяца жизни младенца на дому посещают медсестра и педиатр. Визиты помогают вовремя выявить проблемы со здоровьем малыша, которые родители могут не заметить.
Теперь журнал патронажных посещений тоже переведен в электронный вид и ведется централизованно в ЕМИАС, а график визитов медиков в системе формируются в автоматическом режиме, в зависимости от даты и места рождения ребенка. Также в цифровом виде создано несколько предзаполненных форм протокола осмотра маленького пациента, что значительно экономит время при их заполнении. Помимо этого, все патронажные медсестры посещают детей на дому со специальными планшетами и на месте вносят актуальные данные в ЕМИАС.
Результаты осмотра видит врач и в случае необходимости может оперативно связаться с семьей, чтобы дать свои рекомендации. Использование планшетов значительно экономит время патронажных медсестер, потому что им больше не нужно делать двойную работу — предварительно заполнять бумажные формы, а затем переносить данные в ЕМИАС.
Лабораторная работа
Одна из последних новинок на службе врачей — единый лабораторный сервис, который охватил столичные поликлиники с 2019 года. С этого времени большинство исследований в Москве проводится централизованно. Сегодня в столице работает около десяти крупных лабораторных комплексов, оснащенных современным оборудованием и технологиями. Все лаборатории сертифицированы и соответствуют международным стандартам. В крупных комплексах проводятся высокотехнологичные анализы, а в поликлинических лабораториях на местах — самые простые экстренные исследования.
Централизация работы достигла главной цели: исследования выполняются в кратчайшие сроки, результаты приходят вдвое быстрее. Раньше это было устроено так: бумажные протоколы заключений передавались курьеру, и он вез их из одной клиники в другую. Случалось, что бумаги терялись, и если их не могли найти, отправляли курьера снова. Сейчас же данные с результатами загружаются в систему онлайн, в режиме реального времени.
В основе сервиса — единый справочник лабораторных исследований. Он позволил перевести все лаборатории, подшефные московскому департаменту здравоохранения, на единую методику интерпретации результатов анализов. Справочник подсказывает врачам, в каких случаях какие исследования необходимо назначить. В нем собрана информация о нескольких тысячах лабораторных анализов и тестов. Программа предупредит, если у пациента обнаружится одновременно несколько одинаковых направлений на исследования от разных специалистов.
Раньше часто бывало, что перед плановой госпитализацией поликлиника направляла человека на анализы, а в стационаре ему потом проводили те же самые исследования. Новая система позволяет избежать дублирования и предотвращает ненужные расходы.
Также справочник подскажет, какие анализы целесообразно сделать из одной пробы биоматериала. Это сокращает количество визитов пациента в процедурный кабинет, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии больных: никому не нравится, к примеру, лишний раз сдавать кровь из пальца. Меньше походов в процедурную — больше экономия времени медсестер, используемых для анализа химических реагентов и расходных материалов.
Сегодня абсолютно все этапы лабораторной диагностики автоматизированы. Врач в ЕМИАС формирует направление, заявка тут же поступает в информационную систему централизованной лаборатории. Пациенту в электронной медкарте доступна памятка о том, как правильно подготовиться к процедуре. Каждой пробирке конкретного пациента система присваивает уникальный штрихкод. Это сводит к нулю ошибки, связанные с неверной маркировкой пробирок: их практически нельзя перепутать.
Результаты всех анализов и исследований передаются в электронную карту пациента. Они доступны врачам всех московских медучреждений. Это позволяет повысить скорость диагностики и обеспечить преемственность лечения. У каждого пациента есть круглосуточный доступ к своей медкарте на портале mos.ru и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО».
***
Цифровые технологии позволяют сделать труд врача более эффективным. Они помогают ему в работе каждый день и обеспечивают более качественное взаимодействие с пациентом.
Бумажная работа, рутина двойного документооборота, скрупулезная реконструкция истории болезни пациента в случае утери медкарты, склеенной скотчем из нескольких общих тетрадей, — все это уходит в прошлое. Эти изменения чувствуют и московские врачи, и их пациенты. Но главное, что получают и медработники, и простые москвичи, — свое драгоценное время.