Фотографии с орбиты. Изучаем экспонаты выставки «Эффект Джанибекова»
В Музее космонавтики открылась выставка «Эффект Джанибекова», приуроченная к 80-летию со дня рождения летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Владимира Джанибекова. Девять тематических разделов рассказывают о жизни легенды отечественной космонавтики — от детских лет до сегодняшнего дня. Куратором выставки выступила супруга Владимира Джанибекова Татьяна Геворкян. Под ее руководством были собраны подлинные личные вещи героя, документы, уникальные фотографии, газеты, открытки, значки, медали, коллекция авторской живописи и графики и многие другие предметы из семейного архива, фондов Музея космонавтики и других российских музеев.
Космос как мечта
Центральный экспонат выставки — витрина с наградами героя. К ней стекаются стилизованные струи воды. Это не просто декоративное решение: вся жизнь Владимира Александровича связана с этой стихией. Вода, например, была причастна к появлению у него интереса к тайнам Вселенной. Однажды, возвращаясь домой из Ташкентского суворовского военного училища войск Министерства внутренних дел СССР, курсант Джанибеков уронил в арык (так в Средней Азии называют оросительные каналы) портфель. А в портфеле была библиотечная книга «Что и как наблюдать на небе» Владимира Цесевича.
«Вечером они с мамой тщательно просушили каждую страницу утюгом. Но в библиотеку книгу все равно не приняли. Пришлось сдать другую книгу, а эту оставить себе», — рассказывает старший научный сотрудник Музея космонавтики Павел Каравацкий.
Книга, по сей день хранящаяся в личной библиотеке героя рядом с другими любимыми книгами детства — «Туманностью Андромеды» Ивана Ефремова и работами Константина Циолковского, представлена на выставке. Сам Владимир Джанибеков признается: этот экспонат ему особенно дорог.
На выставке можно увидеть его табели из Суворовского училища. По всем предметам только пятерки. В те годы у него было много увлечений — радио, телескопостроение, иностранные языки, рисование, но больше всего манило небо.
«Я всегда говорил маме, что стану космонавтом, — вспоминает Владимир Джанибеков. — Помню, как преподаватель физики рассказал нам о запуске первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Дальше события стали развиваться очень быстро. Оставалось только преодолевать свои недостатки и идти вперед».
Учебу он продолжил на физическом факультете Ленинградского государственного университета, но после первого семестра ушел, приняв решение стать военным летчиком и поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова. Далее — работа летчиком-инструктором, зачисление в отряд космонавтов. Знание английского языка позволило принять участие в советско-американской программе «“Союз” — “Аполлон”».
Первый, второй и третий полеты
Среди наград, представленных в центральной витрине (всего их около 200), особо выделяются две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза — максимальное количество, которое мог получить советский космонавт, и пять орденов Ленина — по одному за каждый полет.
Во всех своих полетах Владимир Джанибеков был командиром экипажа — пока это достижение никто не превзошел. С его работой в космосе связаны наиболее ценные из экспонатов — костюмы, которые использовали на орбитальных станциях «Салют-6» и «Салют-7», противоперегрузочный костюм и рабочие записи.
Впервые Владимир Джанибеков отправился в космос в 1978 году вместе с бортинженером Олегом Макаровым. Это была первая в мире экспедиция посещения орбитальной станции «Салют-6». На околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс из орбитальной станции и двух космических кораблей, а экипажи поменялись кораблями.
Второй полет состоялся в 1981 году. Вместе с ним на орбиту отправился первый космонавт Монголии Жугдэрдэмидийн Гуррагча. Для общения с коллегой Джанибеков пользовался специально составленным русско-монгольским словарем. Сохранились и его «космическая» расческа, а также ярко-оранжевый гидрокостюм «Форель», в котором космонавты покидают спускаемый аппарат. В нем он готовился к полету и тренировался на приводнение.
В третьем полете в 1982 году участвовал первый космонавт Франции Жан-Луи Кретьен. В этом полете из-за сбоя автоматики Владимиру Джанибекову пришлось в ручном режиме выполнить сближение и стыковку. Он не стал докладывать об инциденте на Землю, чтобы не создавать панику.
Четвертый полет и лучший в мире космический снимок
Фотографией будущий космонавт увлекся еще в раннем детстве, в экспозиции представлены его первый фотоаппарат «Фотокор-1» и «ФЭД» времен учебы в Суворовском училище и фотографии, привезенные из полетов. Это снимки Земли, поверхности Луны, бытовые зарисовки из жизни космонавтов на станции и групповые фото, сделанные с помощью дистанционного тросика.
«Глядя на эти фотографии, можно представить, какая теплая и дружеская атмосфера царила на борту, — подчеркивает Павел Каравацкий. — Ее поддержание, коммуникация людей из разных стран также входила в обязанности командира».
В свой четвертый полет в 1984 году Владимир Джанибеков отправился с бортинженером Светланой Савицкой — первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Савицкая провела в космическом вакууме испытания универсального ручного инструмента и эксперимент по сварке, резке, пайке металлических пластин и напылению покрытия. Это событие запечатлено на снимке Владимира Джанибекова, позже признанном лучшим в мире снимком из космоса и получившем несколько наград.
«Самым трудным было зафиксироваться. С собой у меня были кино- и телекамеры. Меня мотало из стороны в сторону, не мог прицелиться, но сделал навскидку пару кадров. Получился только один кадр», — рассказывает Владимир Джанибеков.
Вместе с фотоснимком в экспозиции представлен инструмент, использовавшийся Савицкой, лоскуты парашюта спускаемого аппарата с автографами всего экипажа, а также трава с места приземления, собранная космонавтами на память.
Пятый полет: шапочка, хлопок и блуждающие карандаши
Пятый полет, совершенный Джанибековым в 1985 году, до сих пор считается самым сложным с технической точки зрения в истории мировой космонавтики. Вместе с бортинженером Виктором Савиных он восстановил станцию «Салют-7», которая из-за сбоя в электропитании стала полностью неуправляемой.
«На станции было очень холодно — ноль градусов по Цельсию и ниже. Поэтому космонавты работали в теплых комбинезонах и пуховых шапочках, связанных перед полетом женой Виктора Савиных. Подлинная шапочка Владимира Джанибекова не сохранилась, но Лилия Алексеевна создала еще один точно такой же аксессуар специально для выставки», — рассказывает Павел Каравацкий.
В витрине, посвященной этому полету, можно увидеть книгу Виктора Савиных «Записки с мертвой станции» и фотоаппарат, которым Владимир Джанибеков сделал известную серию снимков «Салют-7». Здесь же можно увидеть выведенный им в том полете уникальный сорт космического хлопка с длиной волокна 78 миллиметров. Для сравнения рядом обычное растение — длина его волокна составляет 45 миллиметров. Джанибеков высадил на станции привезенные с Земли семена хлопка, но из-за холода они быстро погибали. Некоторые все же выжили, в их хромосомах под воздействием космической радиации произошла мутация. Новый вид растения, устойчивый к холоду и соляным почвам, почти в два раза больше обычного.
В школьные годы Владимир Александрович провел много времени на полях, собирая хлопок — золото Узбекистана. Поэтому он особенно гордится тем, что теперь в народном хозяйстве используют выведенный им сорт.
В этом же полете Владимир Джанибеков обнаружил необычный эффект неустойчивости вращения твердого тела в невесомости. Во время разгрузки корабля «Прогресс» одна из отвинчиваемых им гаек поплыла в пространстве кабины. Космонавт обратил внимание: через определенный промежуток времени гайка начала переворачиваться на 180 градусов. Сегодня этот эффект известен в классической механике как эффект Джанибекова.
Еще одна память о сложнейшем полете — цветные карандаши. Они затерялись на станции, и, когда пришла пора возвращаться на Землю, космонавт долго не мог их найти. Но потом заветная коробка неожиданно сама подплыла к нему в невесомости.
Мечты сбываются: московский школьник встретился с космонавтом Владимиром Джанибековым
Талантлив во всем
Целый раздел выставки посвящен увлечениям героя, главное место среди которых занимает живопись и графика. Любимые сюжеты Джанибекова-художника — космос, природа Казахстана и Узбекистана. Полотно «Памяти ушедших» с тремя как будто растворяющимися в тумане фигурами посвящено трагически погибшим в 1971 году космонавтам Георгию Добровольскому, Виктору Пацаеву и Владиславу Волкову. На картине «Бабушка, которая спасла мир» — пожилая женщина с глобусом своей внучки. Диптих «Гагарин перед стартом» и «Звездное детство Земли» повествует о полете и приземлении Юрия Гагарина, когда его встретила колхозница Анна Тахтарова с внучкой Ритой. «Грезы о небе» — космонавт и Вселенная.
Одна из витрин рассказывает об увлечении Джанибекова стрельбой из лука и воздухоплаванием. В начале 1990-х он предпринял несколько попыток беспосадочного полета вокруг планеты на воздушном шаре. В следующей — наручные часы, созданные совместно с Роскосмосом. Владимир Джанибеков разработал их дизайн и конструкцию.
Здесь же эскизы почтовых марок, разработанные им. Миниатюристика — еще одно увлечение Владимира Александровича.
Выставка «Эффект Джанибекова» продлится до 11 сентября.