«Последняя из эллинов»: Гипатия Александрийская – жизнь и трагическая гибель великой женщины-учёного

Гипатия Александрийская – женщина-учёный, которая прожила нелёгкую судьбу. Она преподавала астрономию и философию, занималась математикой и стала одной из первых женщин, познавших эту стезю.

В отличие от своей предшественницы – математика Пандрозии, которая долгое время считалась мужчиной, Гипатия не только преуспела в науке, именно её жизнь наиболее известна и задокументирована.

Гипатия Александрийская стала символом падения Античности перед расцветом христианства. Она родилась и жила в эпоху великих перемен, что не могло не сказаться на её судьбе и деятельности.

Греко-римский мир, почитавший в то время язычество, славился храмами, статуями и ценными рукописями.

Интеллектуальным центром была Александрия – центр высоких культурных ценностей, научных традиций и оплот знаменитой библиотеки. Здесь было огромное скопление философов, учёных, интеллектуалов, теологов и математиков, и все они были мужчинами.

Исключением и загадкой того времени и стала Гипатия.

Вымышленный портрет Гипатии Жюля Мориса Гаспара. Фото Википедия

Дочь своего отца

Её отец, Теон Математик, воспитывал дочь один. Мать погибла ещё при родах. Именно папа и дал азы науки Гипатии. Как астроном и механик, Теон неплохо разбирался в точных науках, чему и обучал любимую дочь.

Семья проживала совсем рядом с великой Александрийской библиотекой, поэтому девочка слишком рано начала проявлять интерес к науке. Она занималась геометрией, а ночами разглядывала звёздное небо.

Позже современники скажут, что благодаря своей сообразительности и гениальности, Гипатия затмила славу отца-учёного.

Гипербола, эллипс и парабола – эти понятия известные нам благодаря именно талантливой Гипатии.

Не отставала она и в механике, создавала различные астрономические приборы и успешно ими пользовалась.

Однажды Синезий, епископ Птолемея, хороший друг Гипатии, просил её помощи в конструировании астролябии и гироскопа, которые в ходу были на кораблях вплоть до семнадцатого века.

Сам Коперник пользовался её при расчётах времени восхода и захода солнца и луны.

Даже сейчас мы пользуемся изобретением этой женщины – горизонтальный пузырьковый уровень – прибор, придуманный Гипатией Александрийской.

Наука и бунтарский взгляд Гипатии Александрийской

К двадцати годам девушка уже поражала современников своей разносторонностью – математика, философия, механика, музыка и литература – ничего не оставалось без её внимания.

Она читала лекции для всех желающих, рассказывала о скульпторах, драматургах и особенно о философах. Она читала сочинения Платона, приучая своих слушателей относиться к философии как к «самой непоколебимой из всех непоколебимых вещей».

Современники Гипатии отмечали – «в споре она была быстра и изобретательна, а в любом деле – известна своим благоразумием и гражданской добродетелью».

А ещё Гипатию отличала скромность – поношенный плащ, отсутствие сопровождения и томный задумчивый взгляд. Многие учёные считали её «символом погибающей эллинской культуры, последнее воплощение «духа Платона и тела Афродиты».

«Гипатия», в театре Хаймаркет, январь 1893 года. Фото Википедия

Восхождение христианства

Гипатия жила во времена падения античного мира и процветания христианства. В то время христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали специальный закон, запрещающий занятия математикой и астрономией. Но и он не остановил отважную женщину.

Гипатия продолжала давать лекции и просвещать людей. В дискуссиях ей не было равных, затмевала она и всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте.

«Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело», – говорила она.

Активная борьба с язычеством, разрушения храмов, уничтожение статуй – религия менялась, менялся и мир вокруг. Религиозные конфликты привели к уничтожению ценных рукописей и книг.

Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм – Серапетум, пострадала и находившаяся неподалёку Александрийская библиотека.

Теон испугался, что его дочь пойдёт в самый центр конфликтов, и запер её дома. Гипатия ещё долго носила траур, а после ещё больше ушла в науку.

Епископ Феофил не остановился на разрушении знаменитой библиотеки. Он принял закон, согласно которому все математики и астрологи должны были отречься от «богопротивных взглядов и покаяться».

На смену Феофилу пришёл Кирилл Александрийский, некогда слушатель лекций Гипатии. Он был настроен решительно, и его люди разрушили дом женщины.

Долгое время Гипатия жила у друзей и продолжала заниматься наукой. Хоть она и не приняла христианство, и осталась верна своим богам, в Александрии она считалась городской знаменитостью. Поэтому её старались не трогать и не вмешивать в религиозные конфликты.

Гибель Гипатии на арене битвы религий

Находясь между двух религиозных огней, Гипатия жила осторожно. Но это не смогло уберечь её от беды. На одной из своих крупных лекций она заметила, что Кирилл неверно толкует Платона. Такое не могло не оставить след в обществе.

Узнав об этом, епископ якобы процитировал Евангелие: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Он натравил на Гипатию религиозных фанатиков, которые подготовили для неё ужасную участь.

Женщину силой затащили в христианский храм и забили камнями. Позже её останки были сожжены на костре. Так и закончилась эпоха неоплатонической школы Александрии.

Многие ученики и последователи Гипатии покинули город, а кто не успел – были зверски убиты. Это событие стало символом уничтожения Александрии как научного центра.

После вероломного убийства, один ученик Гипатии – Полисфен –долго переживал и скорбел. Но после продолжил дело женщины-учёного. Два года он нёс идеи Гипатии в массы, а после был также убит.

«Гибель философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся учёных, от античности до девятнадцатого века», 1866 Луис Фигуер. Фото Википедия

В его книге «Под звёздами Александрии», которую он написал незадолго до своей смерти, Полисфен пишет:

«В тёмной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Её луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учёности и героизма».

Гибель за науку или религиозная мишень?

Гипатия Александрийская была великой женщиной, несмотря на все конфликты и разногласия, которые её окружали. Возможно, она стала простой религиозной мишенью, получив расплату за высказывание своего мнения.

Через несколько столетий Гипатия Александрийская станет символом борьбы за идеалы и ценности науки. Позже её имя будет иногда использоваться с целью очернить церковь.

Ещё позже её именем назовут кратер на Луне, а английский писатель Чарльз Кинглси напишет о ней роман.