Какие уроки следует извлечь из гибели "Титаника"
Это было время, когда мир оказался на грани первой в истории человечества глобальной войны, в которую через два года оказались втянуты самые мощные державы по обе стороны Атлантики того времени - Российская Империя, Франция, Соединенное Королевство и чуть позже Соединенные Штаты, с одной стороны, Германия, Австро-Венгрия, с другой. Символичным кажется и то, что 10 апреля 1912 года "Титаник" отправился в свой первый рейс, пересекая всю Атлантику, из английского Саутгемптона в американский Нью-Йорк.
Это было время, когда в мире царила расовая и гендерная дискриминация: европейцы, как домашних животных, покупали детей из Африки, которые содержались в клетках в зоопарках, женщины сталкивались с многочисленными притеснениями и с практически закрытым доступом в политику и сферу бизнеса. Это также было время большого экономического неравенства: к началу 1910-х годов очень состоятельные люди стали еще богаче благодаря передовым на тот момент технологиям и методам в производстве и торговле, в то время как бедняки все больше погружались в нищету, которая, в конечном счете, приведет Соединенные Штаты к Великой депрессии. Грандиозная трагедия была не за горами: до эпидемии "испанки", которая косила Европу, как нынешний коронавирус, оставалось несколько лет, еще меньше до Первой мировой войны. Было ощущение головокружительного оптимизма на планете, но в то же время подкрадывалось осознание того, что, может быть, мир только притворяется, что все прекрасно, пишет Альма Катсу в своей книге о гибели "Титанике" "Глубина".
В начале 1900-х годов трансатлантическая пассажирская торговля была очень прибыльной и эффективной, и морские компании соперничали за перевозку богатых туристов и иммигрантов. К лету 1907 года компания Cunard была готова увеличить свою долю на рынке, представив два новых корабля: "Лузитания" и "Мавритания", которые позже установили рекорды скорости, пересекая Атлантический океан. В поисках ответа своему сопернику, председатель правления White Star Джозеф Брюс Исмей встречался с Уильямом Пирри, контролировавшим судостроительную фирму в Белфасте. Они разработали план по созданию больших классов лайнеров класса де-люкс, сделав ставку на комфорт, а не на быстроту передвижения. В итоге было решено, что на верфи в Северной Ирландии будут построены три корабля: "Олимпик", "Титаник" и "Британик".
Фото: Reuters
31 марта 1909 года, примерно через три месяца после начала работы над "Олимпиком" был заложен киль "Титаника". Спущенный на воду в конце марта 1912 года "Титаник" сразу же захватил всеобщее воображение и засветился на первых полосах всех ведущих мировых газет. "Титаник" потрясал своими гигантскими размерами и был самым большим на тот момент пассажирским кораблем в истории, вынудив вступить в своеобразную "гонку технический вооружений" мировых судостроителей. Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров. По высоте он был сравним с одиннадцатиэтажным домом. На корабле было 762 каюты, которые делились на три класса. Помимо декоративных украшений, на "Титанике" был оборудован большой первоклассный обеденный салон, четыре лифта и бассейн, сообщает портал Britannica.
Корабль превозносили не только за его внешний лоск, говоря, о том, что "он был рожден в великолепии". Газеты особенно смаковали тот факт, что на "Титанике" в первом рейсе будут находиться золото и драгоценности на сотни миллионов долларов - невероятная сумма по тем временам. Кораблем управлял Эдвард Смит, известный как "Капитан миллионеров" из-за того, что перевозил на судах богатых пассажиров.
В первый рейс корабля, получившего прозвище "Особый миллионер", отправилось десять известных богачей того времени и другие, как их называют, вип-персоны. Среди них - владелец гостиничной сети, один из самых богатых людей Америки Джон Джейкоб Астор с беременной супругой Мадлен, совладелец универмага Macy's и конгрессмен Исидор Штраус с женой Идой, американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Бат, знаменитый британский журналист Уильям Томас Стед и автор криминальных романов, американский журналист Жак Фатрелл, которого сравнивали с Конан Дойлем и который в наши дни не слишком известен, а также актриса Дороти Гибсон, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные люди.
Еще один урок "Титаника" состоит в том, что катастрофа обнажила человеческую натуру: трусость, с одной стороны, героизм и благородство с другой. У того же Фатрелла был билет первого класса на "Титаник", и он затонул вместе с кораблем. Во время эвакуации с судна экипаж предложил ему место на борту спасательной шлюпки, но вместо этого он настоял на том, чтобы его заняла жена. Когда спасательные шлюпки уплыли, можно было увидеть Фатрелла и миллионера Джона Джейкоба Астора, который также благородно уступил своей молодой жене место в шлюпке. Писатель и бизнесмен стояли вместе на палубе и курили сигары. Ни того, ни другого больше не увидели. Их поглотили воды Атлантики.
Ключевым моментом при продаже билетов, или как бы сейчас во время пиар-компании, перед спуском "Титаника" на воду, была безопасность. "Титаник" имел 16 водонепроницаемых отсеков и мог оставаться на плаву при затоплении до четырех из этих отсеков, уверяли его разработчики. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс накануне отплытия судна в рейс заявлял, что при подобном развитии ситуации "лайнер сможет продолжить свой путь". Вице-президент управляющей судном компании White Star зашел так далеко, что заявил, дескать, корабль абсолютно не потопляем.
Эксперты и пассажиры были правы, выражая свое беспокойство и подвергая сомнению это заявление. Они говорили, что ни один корабль в мире "не может быть непотопляемым", тем более корабль водоизмещением более 50 тысяч тонн. К сожалению, для White Star Lines корабль затонул на четвертый день плавания. Это нелепое хвастовство сделало "Титаник" навсегда синонимом высокомерия, отмечает в своей книге Альма Катсу. В состоит еще один горький урок "Титаника".
Правый борт корабля прошел по айсбергу. После столкновения с ним вода начала заливать шесть передних отсеков "Титаника". Переборки, водонепроницаемые стены, предназначенные для предотвращения затопления остальной части корабля водой, оказались недостаточно высокими, чтобы удержать воду в поврежденных отсеках. Оценив ущерб, Эндрюс определил, что по мере того, как передние отсеки поглощают воду, его носовая часть будет опускаться глубже в океан, в результате чего вода из поврежденных отсеков будет переливаться в каждый последующий отсек. Поменяв ход двигателя на задний, первый помощник капитана Мердок заставил "Титаник" вращаться медленнее, чем если бы он двигался с начальной скоростью. Большинство экспертов считают, что корабль выжил бы, если бы столкнулся с айсбергом лоб в лоб. Всего за два с половиной часа "Титаник" наполнился водой и затонул.
На "Титанике" было всего 20 спасательных шлюпок, а не 48, которые были бы необходимы для спасения всех людей на борту. Владельцы "Титаника" и Британская торговая палата посчитали, что из-за слишком большого количества спасательных шлюпок на палубе пассажиры поверят, что судно небезопасно. Сотни людей оказались в ледяной воде Атлантики. Водоворот при погружении забирал с собой тех пассажиров, которые не смогли отплыть от лайнера и были вынуждены барахтаться в воде, или уже умерли от переохлаждения. В этом еще один горький урок "Титаника": в погоне за сверхприбылью организаторы круиза больше заботились не о пассажирах и о собственном экипаже, и их безопасности, а о том, чтобы "пропиариться" и переписать книгу рекордов мореплавания.
Недостаток спасательных шлюпок на борту - один из самых распространенных мифов при анализе трагедии "Титаника", но в 1912 году еще не существовало требований об оснащении каждого судна спасательными шлюпками, так чтобы их хватило на всех пассажиров. В 1913 году в Лондоне была созвана первая Международная конференция по безопасности на море. Конференция разработала правила, требующие, чтобы на каждом корабле было место для спасательных шлюпок для каждого находящегося на борту человека. Перед выходом в рейс для каждого экипажа должны были проводиться учения с участием спасательных шлюпок, отмечает Reuters.
Теперь еще раз о героизме и трусости. В спасении выживших с "Титаника" участвовали более двадцати восьми кораблей из четырех разных стран. Все инженеры "Титаника" остались на своих постах, спасли жизни других, но погибли сами, когда корабль пошел ко дну. В центре спасательной операции находились два молодых радиста, оператора связи с "Титаника", 25-летний Джек Филлипс и 22-летний Гарольд Брайд, которые яростно стучали и посылали электромагнитные волны спасателям в тот момент, когда каюта, в которой они сидели, накренилась с тонувшим кораблем. Они не останавливались, пока вода, вызывающая онемение костей, не хлынула в отсек и не поглотила их.
4 апреля 2012 года. Фото: AFP
Своим геройским поступком они спасли 710 человек и фактически положили начало самой масштабной спасательной операции в истории мореплавания с использованием передовых беспроводных технологий. "Титаника" смог достичь только британский судоходный корабль Carpathia ("Карпатия"), который находился на расстоянии 93 километра от места катастрофы. "Карпатия" прибыла примерно через четыре часа после получения сигнала бедствия, чтобы спасти более семисот выживших. Откликнулись и другие корабли, в том числе и "Олимпик", но все были слишком далеко от тонущего "Титаника" и пришли слишком поздно.
Понесли ли руководители White Star Lines какие-либо наказания за свою откровенную ложь? Компания лишь извинилась перед выжившими и родственниками жертв. Джозеф Брюс Исмей, генеральный директор White Star Lines, английский бизнесмен, который служил председателем и директором-распорядителем пароходной компании, был пассажиром на "Титанике" во время его первого рейса. Исмею удалось скрыться на одной из спасательных шлюпок, он стал самым высокопоставленным и известным из 712 выживших пассажиров "Титаника". Его после трагедии подвергли нещадной критике за трусость. Тем не менее ему удалось дожить с позором до глубокой старости, чего не скажешь о других 1517 человек, утонувших в ледяных водах Атлантики.
В катастрофе погибли семьдесят шесть процентов членов экипажа, команды в составе 885 человек. Согласно официальным данным, выжили 60 процентов пассажиров кают первого класса, 44 процента - кают второго класса, 25 процентов - третьего класса, напоминает РИА Новости.
Цифры
"Титаник" - годы спустя:
- В сентябре 1985 года были получены первые подводные снимки "Титаника". На более позднем видео заметно, что корабль стоит вертикально, разделенный на две части.
- Милвина Дин, последняя выжившая после крушения 1912 года, умерла в июне 2009 года. Ей было 97 лет. Дине было всего лишь несколько недель, когда ее семья продала дом в Лондоне, отправилась на первый рейс пассажирского лайнера, чтобы начать новую жизнь в штате Канзас, где ее отец надеялся открыть табачный магазин. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона.
- В марте 2012 года команда картографов заявила, что в ее распоряжении находятся 130 тысяч фотографий, сделанных во время экспедиции 2010 года. Группа ученых использовала двух подводных роботов, чтобы создать объемную картину обломков в акватории три на пять морских миль.