Войти в почту

Черные были про Рыжий лес: Российских военных шельмуют Чернобылем

Чернобыль, радиация, облучение - это как раз "оно". И момент подходящий: на киевском и черниговском направлениях боевые действия по решению российской стороны свернуты, наступавшие части отведены. А 31 марта с территории Чернобыльской атомной станции вышла оперативная группа Национальной гвардии России, которая обеспечивала ее защиту снаружи и внутри, пока рядом происходили бои.

Черные были про Рыжий лес: Российских военных шельмуют Чернобылем
© Российская Газета

Перед тем, как российские военные ушли с подконтрольной территории, был составлен и подписан Акт приема и передачи охраны Чернобыльской атомной станции. В тот же самый день, 31 марта, руководство НАЭК "Энергоатом" уведомило Международное агентство по атомной энергии, что все объекты ЧАЭС возвращены под контроль соответствующих украинских служб.

Однако еще до того, как эту информацию официально распространили по каналам МАГАТЭ, в эфир и социальные сети полетели из Киева с прицелом на запад опережающие комментарии.

Мотив первый, на широкую публику: покажем русских мародерами.

Уничижительную "картину маслом" раньше всех нарисовал глава украинского агентства по управлению зоной отчуждения ЧАЭС Евгений Крамаренко. Он прямо с экрана заявил, что со станции "украли компьютеры, чайники, кофеварки, контейнеры с имуществом". А еще - разграбили отель, по словам Крамаренко, "расположенный рядом с АЭС". Где такой отель, никому не известно. Может - в Припяти, покинутой 35 лет назад и ставшей городом-призраком? Видимо, оттуда безымянные постояльцы и "вынесли сервизы", "кухонную посуду", рассовали по карманам ложки с вилками…

Здание бывшей гостиницы "Полесье" в городе-призраке Припять. Теперь тут не селятся даже вороны… Фото: Александр Емельяненков

Не знал распалившийся чиновник, что его слова, попавшие в Телеграм-канал украинского концерна "Энергоатом", через день там же будут опровергнуты - фотокопией уже упомянутого акта, где черным по белому сказано: "Претензий со стороны администрации охраняемого объекта в отношении войск национальной гвардии Российской Федерации не имеется".

А еще в документе подтверждено, что "в период с 24 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года войсками Федеральной службы Национальной гвардии Российской Федерации обеспечена надежная охрана и оборона Чернобыльской атомной электростанции". Но с момента подписания "Акта…" охрана Чернобыльской АЭС, включая основной корпус, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-1), склад радиоизотопов, Объект "Укрытие" и ХОЯТ-2, "передана действующему персоналу станции".

С российской стороны документ подписали старший оперативной группы войск Национальной гвардии РФ по охране и обороне ЧАЭС генерал-майор полиции О.В. Якушев и представитель ГК "Росатом" Н.Н. Мулюкин.

С украинской - начальник смены ЧАЭС Фальшовник Владимир Дмитриевич и Маклюк Сергей Васильевич. Рядом с их подписями поставлено точное время: 31.03.2022, 12:13.

Тот самый "Акт…" - обнародован в Телеграмм-канале украинского концерна "Энергоатом".

Мотив №2 в том же пространстве чернобыльских фейков - изобразить молодых бойцов нацгвардии безграмотными пешками, ничего не знающими о Чернобыле и зонах загрязнения. А приказы их командиров - циничным пренебрежением к здоровью подчиненных.

"Чужаки" якобы пришли, подняли колесами и гусеницами радиоактивную пыль (это в феврале-начале марта, когда еще снег лежал на полях и вдоль дорог!), разбили лагерь в Рыжем лесу, нарыли окопов, эскарпов и рвов вокруг АЭС. А еще, по словам украинского вице-премьера Ирины Верещук, стали "транспортировать и хранить значительное количество боеприпасов в непосредственной близости к атомной станции".

Откуда пришла такая информация, госпожа Верещук уточнить не захотела. Вместо нее это сделал директор Чернобыльской АЭС Валерий Сейда.

"На территории самой станции ничего не копали", - прямо ответил он на вопрос, чем весьма разочаровал своих и западных журналистов. А что было в Рыжем лесу, и было ли что-то вообще, ему в тот момент оказалось неведомо. Он же, директор станции, дезавуировал и обвинение в том, что российские военные якобы "отключили датчики" радиационного мониторинга в охраняемой зоне.

"Все технологическое оборудование Чернобыльской АЭС работает, - заявил Валерий Сейда 1 апреля. - Это касается как объекта "Укрытие", так и хранилищ отработанного топлива. Также в штатном режиме работают все системы контроля и мониторинга радиационных показателей".

И про "степень радиационного заражения российских военных" директор ЧАЭС ничего определенного сказать не мог, как ни напирали на него с камерой и микрофонами. Раздосадованным журналистам и их кураторам по части информационного террора пришлось изворачиваться.

"Ожидается, что 5 апреля на территорию ЧАЭС прибудут компетентные лица, которые зафиксируют все, что там есть", - резюмировали они с установкой, очень похожей на ту, что получили сценаристы и режиссеры пропагандистских видеосюжетов из киевского предместья Бучи.

Но ни пятого, ни шестого апреля информации о таком визите на Чернобыльскую станцию не поступило. Хотя желание и готовность побывать там накануне открыто выражали генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси и сопровождавшие его международные эксперты.

Они до ЧАЭС не добрались, а фейки оттуда летят и летят. Теперь - уже вдогонку российским военным, которых художники-плакатисты и блогеры-стихотворцы на проплаченных сайтах, в соцсетях и мессенджерах изображают то светящимися эльфами в Рыжем лесу, то подопытными кроликами в Центре радиационной медицины в Гомеле. Или вовсе пациентами с лейкозом в неведомых онкологических клиниках…

"Креатив" местных живописцев на подряде у 72-го центра информационно-психологических операций ВСУ.

"Креатив" местных живописцев на подряде у 72-го центра информационно-психологических операций ВСУ.

А дальше больше.

"Теперь, когда зафиксирована первая смерть от лучевой болезни среди чужаков", - многозначительно начинает свой комментарий директор Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины Анатолий Носовский.

Кем зафиксирована? Когда? Где?

Нет такого источника, на который только и должен опираться ученый, тем более - руководитель профильного академического института. А все, что есть - такой же, только ранее запущенный в Сети фейк: "Согласно опубликованным Военно-медицинской службой РФ данным, зафиксирована первая смерть военно-служащего РФ в Чернобыле от лучевой болезни. Еще (хх) человек госпитализировано и (хх) в тяжелом состоянии отправлены в госпитали для вынужденного восстановления...".

Одна ложь на плечах другой и сверху громоздится третья. "Они будут страдать, сильно страдать. У них поражены все органы и системы организма. Прежде всего это кровеносная система, это слизистые оболочки, это нарушение половой функции. Молодые люди могут потерять способность размножаться", - вторит Анатолию Носовскому еще один академик НАН Игнат Матасар.

Развенчивать эти псевдонаучные страшилки нашим профессорам и академикам недосуг. У них сейчас другие заботы: гранты зависли, индексы просели, от научных журналов грозятся отлучить…

Спасибо инженеру-физику Дмитрию Горчакову из Екатеринбурга. Как пользователь Телеграма он не поленился, сам провел расчеты, сверил-сопоставил их с расчетами украинских коллег из Института сельскохозяйственной радиологии. И вместе с ними пришел к твердому выводу: заработать лучевую болезнь в феврале-марте этого года рядом с Чернобыльской АЭС военные никак не могли.

Даже если предположить, что кому-то из солдат было приказано выкопать в Рыжем лесу стрелковую ячейку в полный рост, и что боец находился в ней весь месяц - по 24 часа в сутки.

Это само по себе невозможно. Но и при таком гипотетическом сценарии накопленная доза окажется вдвое меньше той (250 мЗв), что официально разрешалась в первые месяцы работ по ликвидации Чернобыльской аварии в 1986 году, заключают Дмитрий Горчаков и его украинские коллеги-радиологи, которые специализируются на загрязнении Рыжего леса.

Рыжий лес и территория Чернобыльской атомной станции на спутниковом снимке с пояснениями.

PS

Пока готовилась эта публикация, в Сети появился спутниковый фотоснимок, на котором показано, что за "окопы" привиделись кому-то в Рыжем лесу. Как оказалось, это только блокпост у развилки автомобильных дорог в 3,5 километрах к северу от ЧАЭС. Да, он организован по военным правилам - с оборудованными местами для дислокации людей и техники. Теперь надобность в нем отпала, охрана вновь передана украинской стороне. А верхний слой почвы, что в каких-то местах оказался поврежден, по словам бывшего главного инженера Чернобыльской АЭС Николая Штейнберга, восстановится сам собой: "Земля выдержит, тем более весной. До июня и следов не останется".

Куда сложнее с памятью и чувствами людей, сознательно отравляемых ложью.