Войти в почту

Андрей Каприн: Ядерная медицина неопасна для организма

МРНЦ имени А.Ф. Цыба - филиал Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России. Это, прежде всего, мирового уровня центр ядерной медицины, где лечат самые сложные случаи онкологических заболеваний: оперируют, проводят химиотерапию, лучевое лечение, в последнее время иммунотерапию. Но здесь, помимо прочего, еще рождаются новые препараты. Необычные. Самое название центра подсказывает, какие именно: созданные с применением технологий ядерной медицины.

Андрей Каприн: Ядерная медицина неопасна для организма
© Российская Газета

И в тот день, 10 марта, речь шла совсем не об онкологии. Расскажу, чему стала свидетелем.

Уникальная операционная. Перед тем, как в нее войти, каждого экипировали: шапочка, прикрывающая волосы, маска, бахилы, халат. Мне разрешают подойти к операционному столу. На нем спокойно лежит соискательница избавления от синовита - очаровательная дама 1957 года рождения. Она в полном сознании. Нижняя часть лица прикрыта маской. Может, потому так заметны большие глаза в длиннющих ресницах.

- Перед операцией даже ресницы накрасили? - наверное, не очень уместно спрашиваю пациентку.

- Что вы! Я косметику не употребляю. Ресницы свои.

- Вы откуда приехали?

- Я местная, живу в Обнинске.

- Вы знаете, что вы первая, кому будет применен новый препарат?

- Знаю.

- Не страшно?

- Нет. Я спокойна.

- Похоже, обнинские как-то по-особенному относятся к своим докторам?

- Может, и так, - улыбается пациентка.

На больном колене левой ноги выделено круглое "окошко" для введения препарата. До того доктор очень тщательно, очень бережно его обрабатывал. Готовил к инъекциям. Вот уже сделана одна. Потом вторая. Пациентка спокойна. Ресницы не смыкались.

- Не больно?

- Чуть почувствовала первый укол...

Операция под местным обезболиванием заняла не больше двадцати минут. Вторым на столе с тем же синовитом был мужчина сорока лет. После операций обоим пациентам провели исследование на гамма-камере, которое показало равномерное распределение радиофармпрепарата в суставе. А уже через четыре дня после контрольных обследований их выписали из стационара.

Вот так обыденно свершилось в наше очень непростое время обыкновенное чудо: введение в практику врачевания надежного средства избавления от назойливой и страшно агрессивной болячки. Средства, разработанного, синтезированного в нашей стране, нашими специалистами. Важно, что и единственный в России компактный генератор рения-188, с использованием которого синтезируется данный препарат, дает возможность тиражировать этот метод даже в отдаленных регионах страны.

Технологически процедура ненова: до 2000 года синовит лечили препаратом на основе коллоидного золота-198. Но вмешались сложнейшие процессы в окружающем мире - прекратилось необходимое финансирование, и процедура стала недоступна. А синовит свое наступление никогда не прекращал и, похоже, делать это и не собирается: как наносил нестерпимые боли в главных наших суставах, так и наносит. Произошедшее 10 марта свидетельствует: в стране успешно возрождаются традиции отечественной ядерной медицины. Ученые, сотрудники НМИЦ радиологии Минздрава России в союзе с ФМБА России разработали, провели доклинические испытания радиофармпрепарата на основе микросфер альбумина крови человека диаметром 5-10 мм, меченных радионуклидом 188Re.

Ядерная медицина - совершенно иное направление в использовании ядерной энергии, неопасное для организма. Дозы выверены, испытания на безопасность проведены

Сложная терминология? Согласна. И не стану утомлять ее расшифровкой. Поверьте специалистам: новый препарат более совершенный в сравнении с тем, который был. И очень перспективен с клинической точки зрения. О последней пару слов скажу. По той простой причине, что синовит, повторюсь, не утрачивает активность. Горсти обезболивающих препаратов способны снять муки. Но лишь на время и не без вреда для организма. А вот радионуклидное лечение - это чудо спасения. И потому важно, чтобы оно было не для избранных, а для всех, кто в нем нуждается.

Компетентно

Андрей Каприн, главный онколог Минздрава России, академик РАН, идеолог создания, производства и введения в клиническую практику новых российских радиофармпрепаратов, постоянный автор и эксперт "РГ":

- После проведения клинических исследований метод будет зарегистрирован в Минздраве России, и тогда многие центры в разных регионах страны смогут оказывать действенную помощь больным.

Что он из себя представляет?

Андрей Каприн: Вы правы, когда говорите, что сама процедура технологически не нова ни для нашей страны, ни для мира. Синовиты давно и успешно лечат с применением радиофармпрепаратов. Да в том же МРНЦ им. А.Ф. Цыба применялся препарат на основе коллоидного золота-198. Однако, как было отмечено, финансирование приостановилось, выпуск и закупка иностранного радиофармацевтического препарата остановились. Тысячи людей, страдающих страшными болями, когда невозможно ни сидеть, ни стоять, остались без последней надежды на облегчение.

В течение последних нескольких лет НМИЦ радиологии Минздрава России в сотрудничестве с ФМБА России синтезировал, провел клинические испытания нового препарата на основе микросфер альбумина крови человека. Это и есть та "субстанция", которую через несколько минут на наших глазах ввели в больное колено. Новый препарат более совершенен, чем его предшественники, а соответственно, более перспективен в клинической практике. И что особенно важно: он российский от и до. И это очень важно: ни от кого не зависеть и иметь возможность применять свои собственные и такие удивительно редкие препараты.

И все-таки...Не однажды задавала, но снова задаю свой вопрос. Предложенный препарат - продукт ядерного распада. А все, что связано с ядерной энергией, у многих вызывает страх.

Андрей Каприн: Ядерная медицина - совершенно иное направление в использовании ядерной энергии, неопасное для организма. Дозы выверены, необходимые испытания на безопасность проведены. В том же МРНЦ имени Цыба, где уже шестьдесят лет занимаются изучением влияния радиации на организм человека. Кстати, в этом году центр празднует 60-летие со дня основания. И такие уникальные процедуры - главные подарки к юбилею.

И опять все-таки. НМИЦ радиологии и МРНЦ имени Цыба, в частности, - центры онкологические. А говорим сегодня о препаратах для лечения синовитов - воспалительных процессов в коленном суставе. Это же не рак?

Андрей Каприн: Лечение синовита - не единственное и, можно сказать, не основное применение рения-188. С помощью этого радиофармпрепарата планируется лечение первичного или метастатического поражения печени. А компактный генератор рения, разработанный тут же, в Обнинске, позволит производить рений на местах, делая процедуру доступной не только в крупных центрах.

А в это время

Хирурги клиник Самарского государственного медицинского университета вместе с врачами-ортопедами из Нижнего Новгорода установили пациенту первый керамический плечевой сустав, выпущенный на базе НИИ бионики и персонифицированной медицины СамГМУ.

На операционном столе был 59-летний мужчина с артрозом плечевого сустава. Сначала пациента лечили консервативными методами, но они не помогли. Имплант из керамики сделали с помощью 3D-технологий - индивидуально с учетом анатомических особенностей больного человека на основе данных компьютерной томографии. Это разработка НИИ бионики и персонифицированной медицины СамГМУ. Надо сказать, что из-за пандемии и санкций есть дефицит некоторых зарубежных протезов, и пациенты вынуждены ждать своей очереди на операцию. Теперь самарские медики надеются удовлетворить спрос на суставы в области и даже поставлять их в соседние регионы. Как рассказал директор НИИ бионики и персонифицированной медицины СамГМУ Андрей Николаенко, порошок исходного материала прессуют, а потом первично спекают. Для фрезерного станка с числовым программным управлением пишется программа для протеза. Из заготовки роботизированный станок делает протез либо серийного образца, либо индивидуально для пациента. Процесс изготовления занимает трое суток. На последнем этапе имплант полирует специалист, чтобы он лучше срастался с костью пациента. Импланты изготавливают из диоксида циркония, то есть они полностью керамические. Это наиболее совместимый материал с человеческими тканями. Эндопротезы прочные и хорошо срастаются с суставами. Кроме того, они дешевле иностранных аналогов. В месяц производство способно выпускать до пятидесяти изделий.

Кроме того, как "РГ" уже писала, в Самаре делают индивидуальные титановые суставы. В августе прошлого года в клиниках СамГМУ впервые в России установили персонифицированный титановый протез сустава. На операционном столе была 82-летняя женщина. Все прошло успешно. Технологию изготовления имплантов из титановых сплавов разработали инженеры Центра аддитивных технологий Самарского университета им. Королева. При производстве титановых суставов используются исключительно отечественные материалы. По снимкам томографии пациентки их выпекают на специальном 3D-принтере.

В свою очередь, коллеги из Тольяттинского госуниверситета разработали и нанесли на протез специальный состав, биосовместимый с организмом человека. Благодаря этому составу сустав приживается в теле пациентки в течение нескольких месяцев и организм его не отторгает.

Подготовила Ольга Дмитренко, "Российская газета", Самара