Ангелы Лики — три женщины-приматолога, изменившие мир
Джейн Гудолл изучала шимпанзе в Танзании и открыла, что они коллективно охотятся и едят мясо, могут изготавливать и использовать орудия труда. Дайан Фосси работала с горными гориллами в Руанде и научилась приучать этих обезьян к присутствию человека, описала сложные социальные взаимодействия в группе. Бируте Галдикас занималась орангутанами в Индонезии и впервые подробно описала их поведение, разработала методы реабилитации и возвращения обезьян-сирот в дикую природу.
Поддержал девушек и ввел в научный мир знаменитый палеонтолог и антрополог Луис Лики. Именно ему Бируте Галдикас посвящает шуточное название их знаменитой троицы. Лики в первую очередь интересовала эволюционная связь человека и высших приматов, для чего он искал финансирование и подходящих ученых. Ими оказались три девушки.
Однако Лики даже не мог предположить, что он получит не только качественных ученых и новые научные открытия. Гудолл, Фосси и Галдикас не могли сохранить холодный, отстраненный взгляд наблюдателя, они со всей страстью полюбили исследуемых животных. Три женщины-ученых стали самыми известными защитниками природы и сделали невероятно много для сохранения исчезающих обезьян и среды их обитания.
Слишком человечные шимпанзе Джейн Гудолл
Первым ангелом стала англичанка Джейн Гудолл. В 23 года она отправилась в Кению и вышла на контакт с Луисом Лики — известным антропологом, который на тот момент в рамках своих исследований интересовался человекообразными обезьянами. Лики тут же пригласил ее к себе в Найроби и предложил место секретаря и ассистента. Но увидев в девушке большой потенциал, он помог ей найти средства и организовать собственное научное исследование.
Летом 1960 года Гудолл разбила свой лагерь в национальном парке Гомбе-Стрим у озера Танганьика в Танзании, чтобы наблюдать за шимпанзе в естественных условиях. Сопровождал ее фотограф и кинооператор Хуго ван Лавик, который позже стал ее мужем. Лавик сделал по заказу Национального Географического общества фильм «Мисс Гудолл и дикие шимпанзе», а фотографии были опубликованы в журнале «National Geographic», после чего скромная девушка стала мировой знаменитостью.
На тот момент Гудолл не имела никакого специального образования и действовала скорее интуитивно. Тем не менее, она сделала несколько важных научных открытий: доказала, что шимпанзе не являются вегетарианцами, описала сложные социальные связи, которые устанавливаются внутри семьи. Гудолл также обнаружила, что шимпанзе могут изготавливать и использовать простые орудия труда, тогда как ранее считалось, что на это способны только люди.
«Теперь мы должны дать новое определение инструмента, новое определение человека или признать, что шимпанзе — человек», — написал Лики в ответном письме, когда узнал от Гудолл об открытии.
Научное сообщество долгое время не воспринимало ее работу всерьез — юной красивой девушке без соответствующего образования было сложно убедить ученых мужей. Спонсоры стремились больше эксплуатировать в своих фильмах о природе образ привлекательной женщины, оказавшейся в диких и опасных джунглях, для увеличения рейтингов и просмотров. Но Гудолл смогла все это обратить в свою пользу.
«Людям нравилось все романтизировать, и они воспринимали меня как персонажа, которого сами придумали. Но, однажды я поняла, что если люди относятся ко мне так хорошо, то они услышат меня. И это помогло мне защитить шимпанзе и сделать много других полезных вещей», — рассказывает Джейн Гудолл.
Сейчас Гудолл — всемирно известный приматолог, антрополог, этолог, доктор Кембриджского университета, дама-командор ордена Британской империи, Посол мира ООН. Она написала множество книг, среди которых бестселлер «В тени человека», создала Институт Джейн Гудолл и образовательную программу Roots & Shoots. Гудолл постоянно ездит с выступлениями по всему миру, но иногда она возвращается в национальный парк Гомбе-Стрим, чтобы встретиться там с друзьями, которых она когда-то так сильно полюбила.
Борьба за спасение горных горилл Дайан Фосси
Вторым ангелом была американка Дайан Фосси. В 1963 году она отправилась в длительное сафари в Африку, о котором долгое время мечтала. Там на археологических раскопках в ущелье Олдувай она встретилась с Луисом Лики. Еще в поездке Фосси удалось увидеть горных горилл в диких условиях, и она бесповоротно в них влюбилась. Только через три года по приглашению Лики у нее появилась возможность вернуться в Африку и заняться исследованием обезьян.
Фосси основала свой лагерь в национальном парке Альберта, расположенном на склонах вулканических гор Вирунга, в Конго. Около полугода она вела наблюдения за тремя семейными группами обезьян, но работа была прервана разразившимся в стране военным конфликтом. Фосси арестовали конголезские солдаты, насиловали и издевались над ней. После неудачных попыток девушке все же удалось сбежать в соседнюю Уганду. Тем не менее она смогла вернуться к гориллам в горы Вирунга, но уже со стороны Руанды.
Фосси также использовала неординарные методы исследования и выработала свой стиль поведения с гориллами — она находилась с ними сутками, передвигалась на четырех конечностях, ела ту же еду, научилась имитировать их голоса и даже была принята в семью. Фосси сделала важные открытия в приматологии, благодаря ей о жизни и проблемах горных горилл узнала широкая публика. После статьи в «National Geographic» и получения докторской степени в Кембридже на исследования Фосси начали выделять гранты, созданная ею биостанция «Карисоке» развивалась.
Но проводя свои исследования, она понимала в какой опасности находятся горные гориллы. Фосси делала все, чтобы сохранить их — боролась с браконьерами, которые охотились на обезьян ради мяса и сувениров для европейцев из голов и рук, сопротивлялась попыткам правительства урезать территорию национального парка под плантации, требовала от местной администрации решительных действий и мешала развивать в стране туризм.
Однако средства ее борьбы не всегда были конвенциональными. Фосси убивала коров, которых выпасали на территории заповедника, сжигала сооружения, построенные в границах парка, избивала палками пойманных браконьеров, брала в заложники их родственников. Такие действия вызывали сильное возмущение как у руандийских властей и населения, так и у Национального Географического общества. После смерти Лики в 1972 году финансирование биостанции почти полностью прекратилось.
Но борьба Фосси за сохранение горилл на этом не закончилась. Она организовала благотворительный фонд, позже переименованный в Фонд Дайан Фосси, написала и издала книгу «Гориллы в тумане», которая мгновенно стала бестселлером и разошлась огромными тиражами. А после, за миллион долларов она продала права на экранизацию фильма «Гориллы в тумане: История Дайан Фосси», в котором главную роль сыграла знаменитая Сигурни Уивер.
Фосси имела противоречивый характер — ее упорство позволило добиться очень многого в изучении и защите горилл. Одновременно, нежелание уступать и искать компромиссы приводило к конфликтам со всеми окружающими людьми и институциями. Для многих ее внезапная смерть не стала неожиданностью. Фосси жестоко убили во сне, при помощи ее собственного мачете. Кто совершил убийство до сих пор остается тайной. Похоронили ее на биостанции в Руанде, там где она хоронила убитых браконьерами горилл.
«Она чувствовала себя воином, который сражается чуть ли не со всем миром. Это был прекрасный конец. Она получила то, что хотела», — рассказывает ее ученица антрополог Келли Стюарт.
Мать всех орангутанов Бируте Галдикас
Третьим ангелом была канадка литовского происхождения Бируте Галдикас. Из всех девушек только она имела профессиональное образование — в 1969 году она получила степень по антропологии Калифорнийского университета. Еще будучи аспирантом, она встретила Луиса Лики и сообщила ему о своем желании изучать орангутанов. В 1971 году Галдикас отправилась на Борнео, в национальный парк Танджунгпутинг и организовала там научную станцию «Лагерь Лики».
Там она начала свое многолетнее исследование орангутанов. На тот момент они были наименее изученными из высших приматов. Это связано с тем, что орангутаны — скрытные и одиночные животные, живущие в непроходимых дождевых лесах. Галдикас сделала важные открытия и собрала большинство актуальных сведений о жизни этих обезьян в дикой природе. А ее история стала достоянием широкой публики благодаря публикации в журнале «National Geographic» 1974 года.
Галдикас одна из первых активно выступила за сохранение орангутанов и их ареала. Она как никто понимала критическое положение этих прекрасных животных. Но несмотря на ее усилия, они продолжают вымирать: ежегодно в Индонезии браконьеры убивают около 7,5 тысяч, тогда как в природе остается не более 69 тыс. Дождевые леса Борнео стремительно уничтожаются лесорубами, золотоискателями, антропогенными пожарами и сельским хозяйством.
«Орангутаны находятся на грани исчезновения, в то время как среду их обитания продолжают разрушать браконьерство, незаконная деятельность по заготовке леса, а также создание плантаций для добычи пальмового масла», — говорит Бируте Галдикас.
Из-за вырубки лесов, действий браконьеров и нелегальных торговцев обезьяны становятся сиротами и их шансы выжить сильно уменьшаются. Для реабилитации орангутанов в «Лагере Лики» Галдикас организовала специальный приют. Там сотрудники не только заботятся о животных, но ведут наблюдения, собирают бесценные научные данные об орангутанах и их поведении. После восстановления сирот выпускают в дикую природу — каждый год удается вернуть более 30 животных.
Сейчас Галдикас является профессором в Университете Саймона Фрейзера в Барнаби и Национального университета в Джакарте. Биостанция «Лагерь Лики» продолжает функционировать, туда приезжает множество студентов-биологов со всего мира. Галдикас опубликовала несколько книг, среди которых автобиографическая «Размышления Эдема» о жизни вместе с орангутанами. Она постоянно ездит с лекциями по миру — собирает средства для созданного ей Международного фонда защиты орангутанов. Но большую часть времени предпочитает проводить с семьей в джунглях Борнео.
Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируте Галдикас были очень разными, и судьбы их сложились очень по-разному. Но все трое ученых внесли огромный вклад в приматологию, сделали важные научные открытия, которые перевернули существующие представления о наших ближайших родственниках. Женщины открыли исследовательские институты и создали программы по изучению высших приматов и территорий, где они обитают.
Но главное, что их объединяло — это бесконечная любовь к обезьянам. Они смогли использовать научное сообщество, поддержку звезды антропологии Луиса Лики, медийные образы, созданные «National Geographic», свою известность и красоту ради того, чтобы защитить шимпанзе, горных горилл и орангутанов от вымирания. Возможно, только благодаря им мы сейчас имеем возможность увидеть этих прекрасных животных в дикой природе.