Ковид в костюме невидимки: «омикрон» взял на вооружение технологию «стелс»
«Омикрон» выявлен почти во всех регионах России. Об этом на неделе заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Кроме того, по данным главного санитарного врача Анны Поповой, новый подвид этого штамма, названный «стелс» за то, что его трудно выявить, уже обнаружен в стране. А вот новые данные от оперштабау: за сутки в России с коронавирусом госпитализированы 12 749 человек, выздоровели 59,5 тысячи. Подробности узнала корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
Ожоговое отделение института скорой помощи в Петербурге. Вот уже 90 лет здесь спасают «тяжелых» пациентов после пожаров и обморожений. Но теперь все плановые операции отменили, а одно из отделений переоборудуют для зараженных «омикроном».
«В ближайшее время мы собираемся на 15-м этаже развернуть отделение на порядка 25 коек, изолированное, с отдельной вентиляцией для того, чтобы не перемещать этих пациентов из одного лечебного учреждения в другое. Мы будем долечивать этих пациентов у нас», – сказал директор НИИ Скорой помощи имени И. И.Джанелидзе Вадим Мануковский.
«Омикрон» – это супермутант. В отличие от «дельты», у которой насчитали 25 мутаций, у нового варианта их минимум в два раза больше. Инкубационный период у «дельта»-штамма длится от 7 до 14 дней, у «омикрона» – от двух до пяти. И главное, что вирус продолжает мутировать. «Омикрон», который ученые обозначили как ВА.1, уже породил новую версии себя – «ВА.2». Или «стелс». Он словно самолет-невидимка. Если боевая машина с использованием этой технологии незаметна для радаров, то «омикрон» – для ПЦР-тестов.
«У нового варианта «омикрона» большая заразность, чем у «омикрона». Уже казалось, что дальше крутить это невозможно, но тем не менее, он стал еще заразнее. К сожалению, похоже на то, что люди, которые переболели «омикроном», могут подхватить новый «омикрон» тоже. То есть такие ужасные ситуации могут происходить, когда только что колбасило человека, а через месяц опять начинает колбасить», – заявила биолог, профессор Университета Виргинии (США) Анча Баранова.
В начале симптомы почти те же, что и у других штаммов – лихорадка, мышечная боль. Но все чаще пациенты жалуются на слабость, изматывающий кашель, «туман» в голове. А еще насморк и першение в горле. Блогер из Красноярска Катя Горчица вместе с мужем заразилась ковидом второй раз. Сначала уханьским вариантом, теперь вот «омикрон».
«В этот раз у нас сначала заболел старший сын. И через дня три появилась температура у мужа, а потом у меня. Температура у меня держалась примерно один день, очень сильно болела голова. А горло не болело, но как будто давило и царапало», – сказала жительница Красноярска Катя Горчица.
Крайне заразен, но не так смертелен, как «дельта». Большинство инфицированных переносят супермутанта легче, без госпитализации. И что самое главное – без ИВЛ.
«Вирус потерял один из рецепторов, который обеспечивал его ноотропность и способность проникать в легочную ткань. Но никто не говорит, что он не восстановит эту способность. Но сегодня он такой. В основном он поражает верхние дыхательные пути, но тяжелой патологии, которую мы видели раньше, не вызывает. Но мы вместе с тем не знаем, какие могут быть осложнения», – отметила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Попова.
Но «омикрон» выбрал новую мишень – чаще стали болеть дети. Ковидный госпиталь в Иркутске. На койках и совсем малыши, и подростки.
«Температура поднималась и не спадала, давление низкое было. Так и попала в больницу. Заболела, не знаю как. Может быть, одноклассники болели, может быть, с улицы», – сказала пациентка Софья Агильдина.
По всей стране детская заболеваемость коронавирусом за последнюю неделю выросла в три раза.
«Это связано в том числе с тем, что каждый последующий вариант все более заразный. И каждый последующий вариант все больше распространяется на те группы, которые раньше не болели. И другой момент важный – дети. Наверное, одна из немногих групп, кто не был вакцинирован», – добавил эпидемиолог Антон Барчук.
Прививочная кампания подростков от 12 и старше в России только началась. Как и для взрослых, она добровольная. Перед уколом – клинический анализ крови, электрокардиограмму, тест на ковид.
«Достаточно неудобно, что всякие секции перевели на дистанционное обучение. Потому что я, например, занимаюсь керамикой. И с глиной дома не очень удобно работать. Поэтому пока делаем только эскизы», – сказала жительница Санкт-Петербурга Варвара Егорова.
Регионы один за другим вводят «детский» локдаун. В Санкт-Петербурге детям фактически никуда нельзя. Для них закрыты торговые центры и общепит, спортивные секции, кружки и дополнительные занятия в школах. Учеников с 7 по 11 класс отправили на дистанционное обучение.
Пензенская область, Омская, Псковская, Кабардино-Балкария. Здесь дети тоже на удаленке. Роспротребнадзор вернул правило еще советской эпидемической безопасности: если 20% учеников заболели, то весь класс идет на карантин. А у взрослых все по-старому: маски, социальная дистанция и сертификат о вакцинации или перенесенной болезни.
«Контактным» отменили самоизоляцию. При «омикроне» это абсолютно бессмысленная мера. Она может только увеличить нагрузку на врачей, которым и без того не так просто. Помочь им должна и система электронных больничных. Оформить листок нетрудоспособности разрешила удаленно – без визита в поликлинику. Москвичи и петербуржцы могут оставить заявку на специальном сайте или дозвониться по номеру 122. Если у пациента есть симптомы ОРВИ, а тест на COVID-19 отрицательный, больничный оформят на семь дней. После выздоровления врач его также дистанционно закроет. Если тест положительный – больничный откроют на неделю при легком течении болезни, или на две – при тяжелом. При этом для выписки контрольный ПЦР-тест не нужен. Листок нетрудоспособности доктор закроет дистанционно. И что удобно – получать документ лично не нужно, он автоматически попадет к работодателю.
И вирус не перестает нас удивлять. Ученые Колумбийского университета вскрыли мозг пациентов, которые умерли от ковида, и выяснили: он очень похож на орган тех, кто скончался от Альцгеймера. Специалисты сделали вывод: у того, кто перенес инфекцию в тяжелой форме, последствия для мозга будут такие же, как при этой деменции.