О чем говорит почерк человека? Интервью с графологом в День ручного письма

Профессия графолога – довольно редкая и неизвестная в России. В Интернете можно легко найти немало «руководств» о том, как правильно «читать» личность и характер человека по почерку, однако большинство из них – не представляют никакой ценности.

О чем говорит почерк человека? Интервью с графологом в День ручного письма
© Слово и Дело

Татьяна Кузнецова заинтересовалась графологией несколько лет назад, когда начала заниматься с детьми корректировкой почерка. Уже тогда она задалась вопросом: почему в первом классе у всех одинаковые прописи, один учитель, одинаковые рекомендации, но уже во втором-третьем классе становится заметно, что у каждого ребенка формируется собственный почерк.

– Расскажите, как вы стали графологом? Что нужно сделать, чтобы научиться «читать» чужой почерк?

– Я училась графологии в израильском Институте Графоанализа Инессы Гольдберг и продолжаю учиться до сих пор. Сегодня, по прошествии времени, я могу сказать, что научиться «читать» чужие почерки можно, но желательно, чтобы было психологическое образование. Как ни крути, почерк – это внутренний мир человека, и формируется он именно под влиянием психологических особенностей.

– Какие особенности личности, характера, обстоятельств жизни может раскрыть почерк человека?

– Почерк отражает практически все: систему ценностей человека, его темперамент, характер, интровертность или экстравертность, таланты, способности, травматику (тяжелые эмоциональные переживания, даже если они были в глубоком детстве, но до сих пор прослеживаются в почерке). Фактически, почерк – это зеркало внутреннего мира.

– Расскажите про механизм «чтения» почерка. На какие особенности почерка вы обращаете внимание в первую очередь?

– При анализе мы смотрим на почерк как бы в «два захода». Сначала издалека: важна организация текста на листе, чему автор больше уделяет внимание (форме, организации, или же движению). Быстрый или медленный почерк тоже видно «издалека». А дальше, при микроанализе, нам важны все детали – толщина линий, размер букв, расстояния между словами, строками, буквами, нажим, с которым написано, наклон и многое другое.

Но мы не можем интерпретировать только по одному параметру. Например, левый наклон в почерке часто свидетельствует о том, что человек противопоставляет себя другим. Это может иметь две стороны. Одно дело, когда у человека действительно свое мнение и свой взгляд на что-то, и он может это доказать, и совершенно другой момент, когда это спор ради спора – мол, «у меня такой имидж».

Точно так же нельзя сказать про угловатость почерка. Это не всегда значит, что человек может проявить жестокость. Агрессор бывает двух типов: тот, кто направляет агрессию внутрь себя (визуально эти люди очень спокойны, но при этому внутри они себя просто пожирают), и те, у которых агрессия направлена наружу.

Графология тем и интересна, что она не просто дает представление о человеке, но и объясняет, почему он такой, какова его мотивация, что им движет, почему он проявляет агрессию?

Когда мы учились, у нас была такая фраза: «Не бывает плохих людей. Бывают люди, которым плохо».

– Следит ли графолог за собственным почерком? Может ли человек сделать почерк абсолютно обезличенным?

– Действительно, люди, которые работают в ФСБ, очень часто имеют печатный почерк – это некоторое обезличивание. Может ли графолог сделать свой почерк обезличенным? Наверное, может. Только когда человек создает какую-то маску, образ вокруг себя, другой графолог это обязательно заметит.

– Если говорить о реальном применении графологии, часто ли полиция привлекает графологов?

– В нашей стране это происходит не часто, потому что у нас графологию часто относят к лженауке. Но я верю в то, что это наука, и у меня есть доказательства, что в скором времени правоохранительные органы снова начнут прибегать к помощи профессиональных графологов. Это занимает не так много времени, и очень полезная вещь.

Раньше графологи были на службе, к ним действительно часто обращались. А сейчас это сошло на нет. Зато это применяется во многих странах мира, в том числе и в Израиле. Инесса, у которой я обучалась, состоит на службе уполномоченным судебным графологом. Не каждый графолог может быть судебным графологом – это отдельное направление. Возможно, с этим и связан низкий спрос – найти настоящего графолога, не шарлатана – очень-очень сложно.

Но тенденция действительно идет к тому, чтобы люди все больше обращались к графологам. Например, компании с большим количеством сотрудников прибегают к помощи графологов, чтобы проанализировать человека. Все это активно применяется и даже дает хороший результат.

– Чего точно нельзя определить по почерку? Говорят, что нельзя определить возраст и пол.

– Если очень постараться, то можно. Но тут высока вероятность ошибки. Почерк мужской и женский отличаются, но, вы знаете, у нас очень много мужчин с женским психотипом внутри. И такие мужчины, несмотря на всю свою внешнюю брутальность, будут писать мягче. Точно так же, как и пробивные женщины-карьеристки будут иметь мужские черты в своем почерке. И попади нам женщина с таким характером, мы легко можем ошибиться.

Чего графолог уж точно не сможет сказать по почерку, так это во сколько лет та или иная девушка выйдет замуж. Мы можем сказать по почерку, насколько девушка склонна к выстраиванию здоровых гармоничных отношений с противоположным полом. Опытный графолог может даже по почерку определить некоторые заболевания, например, в репродуктивной области. Но тут все зависит от личной характеристики графолога, то есть от опыта и квалификации. В отличие от астрологии и таро, мы будущее не предсказываем - мы не знаем, как человек распорядится тем, что у него есть.

– Обращают ли графологи внимание на грамматические нормы языка? Как вы относитесь к новым трендам в языке, а именно – к феминитивам? В Инстаграме некоторые называют себя «графологиня».

Лично мне это все не нравится, и, если честно, меня тоже очень многие в интернете называют «графологиней». Но я себя никогда так не представляю. Мне кажется, что это непрофессионально и даже немного глуповато, что ли.

По поводу грамматических ошибок. При анализе мы не читаем содержание. Смотрим только на почерк, потому что содержание очень часто отвлекает.

Представьте, человек просит написать текст на анализ графологу. Каждый третий пишет, как у него все хорошо. А на самом деле, судя по почерку, у него полно травматики, одиночества, всяких комплексов. Естественно, человек всегда себя подает более презентабельно.

Раньше я очень болезненно реагировала на грамматические и орфографические ошибки, и только с изучением графологии я перестала обращать на это внимание. Нам важна суть. Ошибки никогда не должны сбивать профессионала.

– Может ли измениться почерк человека в связи с какими-нибудь психологическими потрясениями? Поменяется ли почерк у человека, если он решит сменить пол?

Конечно. Именно поэтому мы и можем интерпретировать такие тонкие моменты: напряжение, душевные переживания, травмы. Наше психическое состояние очень сильно отражается на почерке. Какое-то напряжение, когда человек вынужден быть в тисках, в рамках. Мы сейчас не говорим, внутреннее ли это убеждение или это внешние обстоятельства. Когда он выйдет их этих рамок, почерк расслабится, изменится. Почерк очень гибкий. Например, у меня была клиентка 65 лет - ее психологическая травма пятилетнего возраста до сих пор дает о себе знать. Именно поэтому наука и точна.

По поводу смены пола – сама операция на почерке не отразится, потому что в человеке уже произошли определенные изменения. То есть он себя не чувствует мужчиной, и, соответственно, это изменение его подтолкнуло к операции. В тот момент, когда он начал себя чувствовать отличающимся, более нежным, более женственным и стал противопоставлять себя мужскому полу, и произошло изменение почерка.

– Почему у врачей такой непонятный почерк?

– Это самый частый вопрос к графологу. Врачи разные. Это разные психотипы, разные люди – именно поэтому тот, кто сидит на приеме, не пошел в хирургию, и наоборот. Соответственно их почерки будут отличаться.

Те, кто сидят на приеме, находятся к группе риска по выгоранию. Через них проходит постоянный поток жалующихся, им нужно как-то себя защищать от постоянных жалоб, от переживаний. В связи с этим они привыкают очень быстро работать и не вникать в проблемы каждого пациента. Скорость, как мы помним, влияет на читабельность. В этом случае скорость – это защитный механизм.

В свою очередь, необходимо обладать определенными качествами, чтобы работать хирургом. У хорошего хирурга однозначно будет суховатый почерк, у него не будет округлых форм. Это человек, который очень много находится в себе, в процессе обдумывания. И обязательно должна быть хорошая организация текста, если мы смотрим на него издалека. На самом деле, если вы готовитесь к операции, и вы можете выбрать врача, лучшего можно определить по почерку.