«Эти движухи остались»: журналист о клановой системе в Казахстане
Клановая система осталась в Казахстане, несмотря на заявления ряда политологов о том, что пора о ней забыть. Семейственность и клановость по-прежнему достаточно сильны в республике, сообщил «Царьграду» местный журналист Олег Гусев. По его словам, кланы оказывают влияние на преобразования в правительстве.
У нас некоторые политологи говорят, мол, мы уже все такие европейцы, забудьте о кланах, перестаньте о них говорить. Да ничего подобного! Семейственность, клановость присутствуют, и достаточно сильно. Очень часто, когда какие-то передвижки в правительстве происходят, даже наши местные политологи пишут: «Ага! Вот этого из такого-то рода убрали и поставили на его место кого-то из другой семьи, чтобы сбалансировать». Вот эти движухи всё равно все остались, в каких бы костюмах мы ни ходили, — сказал Гусев.
По его словам, утверждения о прогрессивности Казахстана, его экономическом и политическом благополучии — миф.
Ранее доцент Финансового университета Геворг Мирзаян назвал противостояние кланов, экономическое неравенство и идеологию причинами протестов в Казахстане. По его словам, в таких условиях достаточно было поднять цены на газ, чтобы «всё вспыхнуло». Политолог скептически оценил разные теории заговоров о подготовке протестов.
В Казахстане с первых чисел января начались массовые протесты из-за резкого роста стоимости газомоторного топлива на фоне отмены госсубсидий и перехода на рыночное ценообразование. Вскоре эти протесты переросли в вооружённый мятеж, центром которого стала Алма-Ата.
Группы вооружённых боевиков начали захватывать здания органов власти, отделений полиции и управления Комитета госбезопасности, получили доступ к имеющемуся там оружию. Кроме того, были ограблены оружейные магазины и отделения банков, множество магазинов.
Аналогичные события происходили в других городах Казахстана. На всей территории республики был введён режим чрезвычайного положения. Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить миротворческие силы в республику после обращения главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
Прибывшие войска союзников, основная часть которых была из России, заняли основные объекты военной инфраструктуры, позволив использовать местные войска для борьбы с боевиками. Впоследствии руководство ОДКБ приняло решение о выводе миротворцев из республики, поскольку они выполнили стоявшие перед ними задачи.