Почему России нельзя отказываться от «Северного потока-2»

Оператор «Северного потока-2» сообщает, что с 17 декабря в трубопровод началась закачка газа для создания необходимого уровня давления. Россия демонстрирует, что начать эксплуатацию сооружения можно в любой момент. Дело лишь за оформлением бумаг немецкой стороной.

Почему России нельзя отказываться от «Северного потока-2»
© Слово и Дело

Берлин сертификацию затягивает. Причем одни немецкие политики во главе с новоизбранным канцлером Олафом Шольцем заявляют, будто задержка никак не связана с политикой. Другие пытаются увязать «Северный поток-2» с Украиной и, как министр экономики и вице-канцлер Германии Роберт Хабек, называют его геополитической ошибкой Германии.

Глядя на эти разнонаправленные порывы в немецкой политике, нельзя не задать вопрос, точно ли России нужен такой газопровод, если он превращается в источник напряженности в отношениях не только с ФРГ, но и другими странам. Ценой в полторы тысячи долларов за 1000 кубометров газа в ЕС сейчас уже никого не удивить. А по трубе газ явно пойдет по заметно более низким тарифам.

Однако, как отметил в комментарии для журнала «Слово и Дело» политолог Владимир Джаралла, не стоит делать далеко идущие шаги, исходя из сиюминутных выгод.

«Речь идет о стратегии высокого уровня, которая определяет положение и развитие государств на десятилетия. «Северный поток-2» будет иметь последствия для взаимоотношений России и Европы на протяжении всего XXI века. То есть и для наших потомков», — заявил Джаралла.

Политолог напомнил, что нечто похожее в истории российско-германских отношений уже наблюдалось. В 70-е годы прошлого века «новая восточная политика» канцлера Вилли Брандта позволила перевернуть страницу Второй мировой войны и перейти к сотрудничеству. Экономически от этого выиграли все. Также укрепились политические связи и появился пусть слабый, но механизм мира в условиях, когда ядерный конфликт был вполне реален.

Текущая суета вокруг российского газопровода происходит в несколько иной обстановке, но этот проект также имеет более глубокое значение, чем простое получение дохода от торговли топливом.

«Газопровод «Северный поток-2» несет в себе несколько смыслов. Прежде всего — экономический. С точки зрения национальных интересов он выгоден и России, и Германии. Исчезают посредники и транзитные платежи, а сам товар начинает поступать непосредственно главному потребителю. Во-вторых, этот газопровод укрепляет позицию Германии в Европе. Она является экономическим хребтом Евросоюза, но, при этом не обладает политическим весом, и сама от этого всячески дистанцируется. Но от политики невозможно уйти. А в настоящий момент она находятся под политическим контролем США», — пояснил Джаралла.

С экономической точки зрения для России выгоден именно долгосрочный выход на самый крупный в ЕС, абсолютно стабильный рынок с гарантированным своевременным перечислением платежей. Германия же, в свою очередь, становится главным газотранспортным узлом Европейского союза, оставляя за собой возможность делать вид, будто ни о каком политическом использовании возможностей трубопровода и речи не идет.

Однако эти экономические бонусы таят значительные политические последствия, которые пугают Соединенные Штаты и проводников их интересов в Евросоюзе. В первую очередь это страны Восточной Европы.

«Проблемы газопровода скрываются именно в выгодах, которые он несет. Прежде всего, в самой Германии идет формирование новой политической элиты, которая будет мыслить самостоятельно. Пока никто не может даже подумать, чтобы возразить американцам. Это даже чудо, что немцы не отказались от реализации проекта. Но его сертификация отложена, причем именно в тот момент, когда Германии это остро необходимо. Правда, Россия в любом из вариантов находится в выигрышной позиции», — резюмировал Джаралла.

Таким образом, какие-либо действия, направленные на отказ от сертификации или ее замедление, не являются хорошей идеей для Москвы. «Северный поток-2» является долгосрочным стратегическим проектом, который строился с расчетом на десятилетия вперед. А заключенные в нем политические выгоды заметно перевешивают кратковременный финансовый выигрыш от скачка цен, который может вызвать резкое высказывание по теме со стороны Москвы.