Историк Гурьев внес ясность в скандал о романе Наполеона с его падчерицей
Можно ли верить всему, что писали в газетах и журналах несколько веков назад? Особенно, если это касается монарших особ, у которых было много как доброжелателей, так и влиятельных врагов?
Конечно, до наших дней дошло немало подтвержденной информации о скандалах, связанных с личной жизнью правящих династий, которые в современном обществе воспринимались бы как минимум неадекватно.
Однако не все слухи были правдивы, иногда в политических целях ту или иную личность пытались очернить оппозиция или иностранная печать. Это затрудняет работу историков, которые находят в архивах порой самые нелепые домыслы журналистов того времени.
Так, до наших дней дошел распространившийся по миру, словно пожар, слух о непристойно близких отношениях Наполеона Бонапарта с дочерью его жены Жозефины — Гортензией де Богарнэ. Был ли этот скандал происками противников наполеоновской власти или император действительно совершил нечто такое, что считалось неприличным даже в эпоху фаворитизма, рассказал изданию «Слово и Дело» историк Евгений Гурьев.
Роман Наполеона с Гортензией
Наполеон женился на Жозефине, у которой были двое детей от предыдущего брака, в 1796 году. Он испытывал к ней сильные чувства, однако не ощущал от нее столь сильной отдачи. К тому же, спустя несколько лет он узнал о неверности любимой женщины. Однако это никак не повлияло на его отношение к ее детям.
Гортензия долгое время провела в пансионе, получала образование и вернулась домой только в свои 16 лет, в 1799 году, когда между ее матерью и Наполеоном (уже занявшим пост первого консула Французской республики) произошел окончательный разлад. Девушка была юной, кроткой и не искушенной придворными страстями, что выгодно выделяло ее среди всего светского общества. Тогда то злые языки и стали подмечать, что Бонапарт слишком внимательно относится к своей падчерице, и бросили тень на ее дальнейшую жизнь и брак.
Уже спустя два года общественности стало известно, что Гортензия де Богарнэ выходит замуж за брата Наполеона — Людовика Бонапарта, который был ее много старше. Закономерно, этот шаг был сразу же окутан паутиной слухов — вплоть до предположений, что дочь Жозефины носит ребенка отчима и спешная помолвка нужна, чтобы скрыть это злодеяние консула.
Разумеется, после замужества (которое произошло через год после помолвки) сплетни, перепечатывавшиеся из газеты в газету, не оставили молодоженов в покое. Гортензия родила ребенка спустя десять месяцев после свадьбы, то есть спустя более года после того, как Наполеона обвинили в том, что невеста по его милости может быть в положении.
Сына Гортензии и Людовика Бонапарта по-прежнему считали ребенком Наполеона, отмечали схожесть консула и мальчика и его искреннюю любовь к племяннику (впрочем, что в этом удивительного, если они ближайшие родственники?). Еще больше пищи для слухов давала некая подробность, будто бы бездетный Наполеон хотел усыновить племянника и сделать его своим наследником.
Людовик Бонапарт, как писали газеты, был ревнивцем и сам часто устраивал сцены своей супруге, не выпускал ее на встречи с матерью и подругами. Впрочем, пресса наверняка снова преувеличивала: вероятно, муж Гортензии, которому Наполеон пожаловал титул короля Голландии, не был в восторге от назойливого внимания к своей личной жизни и пытался огородить жену от новых неприятных историй.
Как было на самом деле — комментарий историка
«История романа Наполеона с его падчерицей — обыкновенная выдумка. У Жозефины Наполеон стал уже третьим мужем. От первого брака у нее не было детей, плодами второго союза с генералом Александром де Богарнэ, который был казнен во время революционного террора, стали сын Евгений и дочь Гортензия», — рассказывает историк Евгений Гурьев.
Жозефина была старше Наполеона на шесть лет. Чтобы их расписали в парижской мэрии (в церкви тогда не венчали, ведь в эпоху революций были некие антирелигиозные настроения), будущий правитель Франции прибавил себе год, а его невеста убавила два года, дабы не шокировать общественность.
«Почти сразу же после свадьбы супруг вынужден был отбыть из Франции и начать свою первую военную кампанию, в ходе которой и раскрылся его талант полководца. Существует огромное количество писем Наполеона к Жозефине, подтверждающих его искренние к ней чувства», — продолжает Евгений Гурьев. — «Однако Жозефина верностью не отличалась. Напомним, что до встречи с Бонапартом она вела практически куртизанский образ жизни, потому как находилась в опале из-за осужденного и убитого мужа и не надеялась, что кто-то возьмет ее замуж, разведенную и с двумя детьми».
Дважды вдова с детьми от прошлого брака отозвалась на чувства Наполеона скорее из рационализма, нежели от сильной любви. Наполеон уже тогда был близким другом главы правительства и очень обеспеченным человеком. О том, что Жозефина продолжила вести праздный образ жизни и после свадьбы, супруг долго не догадывался, а узнал обо всем от друзей только будучи далеко от Франции, в Египетском походе 1798–1801 годов.
О разводе с Жозефиной Наполеон объявил лишь в 1809 году, после неоднократных и неудачных попыток супругов произвести наследника. Однако ни во время этого брака, ни после романа с падчерицей Гортензией у Наполеона не было.
«У них была колоссальная разница в возрасте: когда Бонапарт появился в семье де Богарнэ, Гортензия была еще совсем ребенком. Когда она подросла, Наполеон устроил ее жизнь, выдав за своего брата — она стала королевой Голландской. Однако и с ним у Гортензии была большая разница в возрасте, она завела себе фаворита — адъютанта мужа — от которого у нее был внебрачный сын. Был и законнорожденный наследник — племянник Наполеона, Луи-Наполеон, который впоследствии станет императором Наполеоном III».
По словам историка, все эти слухи о связи Наполеона I с его падчерицей — не более чем попытки выставить его чудовищем в глазах мировой общественности. Это были происки и русской прессы, и английской, которая эти сплетни с удовольствием перепечатывала, и оппозиционной французской прессы, которая поддерживала династию Бурбонов. Чего только стоили красноречивые карикатуры на Наполеона в этих газетах и журналах.
«Упражнялись в писательстве противники Наполеона внутри страны и за ее пределами, когда он был у власти, и особенно усердно — когда его свергли», — подтверждает Евгений Гурьев. — «Сегодня мы можем назвать это классическим элементом пропаганды».
Наполеон I с большим вниманием отнесся к детям Жозефины, устроив жизни обоих. Гортензия стала супругой короля Голландского, а ее брат Евгений де Богарне — вице-королем Италии. Евгений женился на дочери баварского короля и получил титул герцога Лейхтенбергского, начав род, потомки которого породнятся с династией Романовых. Что интересно, ведь Наполеон I и сам однажды сватался к сестре императора Александра I, еще до войны с Россией. Однако французскому полководцу в этой чести было отказано.
Заботой о своих некровных близких позднее отличился и Наполеон III. Он устроил судьбу своего сводного брата, рожденного Гортензией от адъютанта, назначив его на пост министра финансов.
Это интересно: Историк Гурьев описал три самых скандальных романа монарших особ Российской империи