Как мы структурируем реальность с помощью пространственного мышления
Почетный профессор психологии Стэнфордского университета, автор множества книг по когнитивной психологии Барбара Тверски провела открытую лекцию о том, что такое пространственное мышление и как мы с его помощью структурируем действительность, чтобы понимать ее. Также она рассказала об эволюционной функции языка жестов. Лекция прошла в рамках цикла «Встречи вне границ» от высшей школы «Среда обучения». Подготовили статью по мотивам выступления.
Барбара Тверски
Почетный профессор психологии Стэнфордского университета, автор множества книг по когнитивной психологии.
Зачем мы структурируем пространство
Структурировать — одно из любимых занятий мозга. Однажды родившись на свет, человек с помощью родителей разбирается в том, как все устроено. Потом он взрослеет и, в зависимости от того, насколько успешно родители провели его подготовку к самостоятельной жизни, упорядочивает хаос. А мир для личности — это всегда малоизученный беспорядок.
Чтобы чувствовать себя комфортно, человек должен знать, что он в безопасности и контролирует окружающее пространство.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн писал о структурном голоде — непреодолимом желании понять, чем нужно заниматься сейчас, завтра, через месяц или год. Если у нас нет хоть какого-нибудь плана, страх неизвестности начинает нас пожирать.
Мы осознаем себя как личность (это то, что Карл Юнг называл самостью) и меряем все по себе. Дюймы, футы, сажени, метры — все единицы измерения появились из-за желания измерить мир длиной шага, фаланги пальца, руки или ноги. Мы используем десятичную систему счисления, потому что у нас 10 пальцев на двух руках. Не было бы пальцев, наверняка мы жили бы в двоичной системе счисления.
И вот теперь, когда мы выбрали себя мерилом окружающей среды, мы можем структурировать пространство.
Для чего нужно пространственное мышление
Это инструмент для осознания себя и других людей и предметов вокруг.
Знание о пространстве фундаментально, оно влияет не только на наше восприятие окружающего мира, но и (неожиданно) напрямую воздействует на качество наших социальных связей.
Для выживания нам нужно пространство и возможность перемещаться в нем. Но немногие догадываются, что идеям также необходима свобода, потому что всякая мысль зарождается в пространстве.
Тело любого живого существа такое, какое есть, потому что в ходе эволюции при нем осталось только нужное для выживания. То, что не нужно, отвалилось. Например, человеку хвост больше не нужен, и на память о нем остался копчик.
Любой психолог или нейробиолог подтвердит: мы ничего не хотим просто так и не делаем просто так. У всего, в том числе у мыслей и желаний, есть эволюционные мотивы и причины. Другое дело, что ни мы лично, ни наука не можем их просто так взять и раскопать.
Помимо речи, один из способов зафиксировать и структурировать мысли (а значит, пространство) — использовать язык жестов.
Зачем мы жестикулируем?
Это наше эволюционное преимущество по сравнению с животными. И способ общения, и форма организации собственных мыслей.
Теоретически махать конечностями во время общения могут любые животные, у которых они есть. Но практически никто этого не делает (разве что приматы). Почему? Потому что жестикуляция — инструмент общения и осмысления окружающего мира для существ со сложной нервной системой. Такой сложной, как у человека.
Во-первых, жесты снижают когнитивную нагрузку. Перемножить два трехзначных числа в уме смогут многие люди. Те, кто просто визуализирует умножение в столбик в мыслях, испытают куда больше когнитивной боли, чем те, кто хотя бы порисует пальцем в воздухе, представляя перед собой доску. Те же, кто возьмет карандаш и бумагу, решат пример почти без труда. Жесты снимают перегрузку с нашего центрального процессора: все, что сложно держать в уме, можно зафиксировать или прожестикулировать в пространстве.Во-вторых, если в решении какой-то задачи участвуют двое или больше людей, использование жестов превратится в более глубокую коммуникацию. Это работает, когда вы объясняете что-то собеседнику, а потом он объясняет что-то вам, и вы ищете решение.
Можно привести аналогию с обучением чему-то новому. Американский ученый, профессор инженерного дела Барбара Оакли в своих трудах о том, как мозг запоминает новую информацию, подчеркивает важность повторения. Изученную информацию, а тем более сложную, нужно повторно законспектировать. А лучше пересказать товарищу: когда мы пересказываем выученное посторонним, мы лучше запоминаем это.
Язык жестов: как это работает
В рамках эксперимента по изучению роли жестов в коммуникации двум группам студентов Стэнфорда, который не раз переживал сильные землетрясения, было предложено разработать максимально эффективный маршрут эвакуации, чтобы при чрезвычайной ситуации вывести из здания университета как можно больше человек.
Участники первой группы в парах достигали больших успехов в переговорах, чем собеседники из второй группы, где оппоненты не видели друг друга. Дело в том, что студенты из второй группы получали только вербальную информацию, без возможности увидеть жесты собеседников. Для них непростая задача усугублялась необходимостью визуализировать маршрут движения в пространстве без наблюдения иллюстративной жестикуляции партнера.
Такая коммуникация была закономерно менее эффективной. Так мы приходим к выводу, что каждый жест — это способ перевести речь обратно в мысль. Следовательно, жесты являются одним из критериев успешного диалога. Важно отметить, что люди жестикулируют по очереди — по аналогии с диалогом, когда мы не перебиваем собеседника. Если учесть тот факт, что жестикуляция вне речи не существует, этот феномен окажется абсолютно логичным.
Какие виды пространств мы изучили
Мозг структурирует пространство благодаря органам чувств — никакие знания физических, математических и других наук не влияют на наше восприятие мира в моменте. Причем пространство исследуется всеми органами чувств одновременно. Однако у каждого человека чуткость восприятия развита по-разному. У людей с дефектами зрения компенсаторно обостряется слух, причем иногда незрячие люди ориентируются в пространстве лучше, чем человек с отличным зрением.
Понятие «пространство действия» состоит из трех категорий:
пространство своего тела (в покое и в движении);трехмерное пространство вокруг своего тела;пространство исследования (познается в процессе движения). Оно находится за пределами чувственного восприятия. Мы не можем ощутить этот тип пространства, стоя на месте. В нашем восприятии оно собирается из фрагментов прошлых наблюдений и информации органов чувств. Представления о том, где находятся предметы, хранятся в нашем мозге в виде пространственной схемы, которая обновляется по мере нашего движения и увеличивается с расширением опыта. Как таксисты ориентировались в городе в ХХ веке, когда не было онлайн-карт? Они моделировали объемную карту с помощью пространства исследования.
Не только жесты: мозг структурирует пространство с помощью «геолокации»
В 2014 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили за открытие «внутренней GPS» — совокупности клеток, которые составляют навигационную систему мозга млекопитающих. Первый компонент системы — клетки места — определяет положение предмета в пространстве. Второй навигационный компонент — клетки решетки — формирует матрицу координат, позиционирует внутри нее предметы и рассчитывает путь до них.
Клетки места и клетки решетки мультифункциональны, они также отвечают за восприятие времени, событий, отношений с другими людьми и даже за формирование новых идей. Следовательно, одни и те же нейроны, которые отвечают за изучение пространства, фиксируют временные, социальные и идейные паттерны. Вспомните мир идей и мир вещей по Платону. Античный философ четко разделял эти структуры как антиподы. А наш мозг, как показывают последние исследования, вовсе не противопоставляет эти феномены. Более того, они биологически неразделимы и не могут существовать независимо.
Представьте себе доску для игры в шашки: гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за память и освоение пространства) был бы шашками, а нейроны места и нейроны решетки — игральной доской. Так, игра в шашки станет картой отношений с внешним миром — от местонахождения в пространстве до контактов с другими объектами. Иначе говоря, от схематизации вашего положения на диване до визуального образа процесса чтения сказки вашему коту.
Как связаны язык и пространство
Если мы изучим речевые обороты в разных группах языков, то легко обнаружим фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с пространственным взаимодействием. В русском языке к ним относятся:
«Выйти из себя»,«Быть на седьмом небе»,«Как сквозь землю провалился»,«Двигается вверх по карьерной лестнице»,«Двигается вперед» (в широком контексте — «делает все правильно»).
Паттерн пространства объединяет устойчивые выражения совершенно непохожих языков не случайно. Речь — это результат эволюции мозга. Мозг, а точнее гипоталамус как особый его отдел, анализирует пространство и накапливает опыт, преобразуя его в память. Именно с первого этапа — изучения окружающего мира — и начинается наше мышление. Затем возникают идеи, а они трансформируются в речь. И вот речь отражает всю мыслительную цепочку, начиная с осознания себя в пространстве. Так пространственные сравнения появляются и закрепляются в нашем повседневном словаре. Пусть даже мы об этом совершенно не задумываемся.
Существует лингвистическая гипотеза Сепира — Уорфа о том, что язык определяет мышление. Как мы видим из примера выше, все может работать и наоборот: мышление тоже определяет язык.
Итоги
Мы проследили путь мысли, которая не может существовать вне пространства. Мысль формирует нашу речь, а в речи регулярно встречаются метафоры с использованием пространственных образов. При разговоре мы усиленно жестикулируем, причем наши жесты иллюстративны, они существуют в пространстве и фрагментируют его для упрощения коммуникации. Вот так мысли, речь, пространство и жесты неразрывно связаны друг с другом.
И этот сложный неочевидный механизм нужен нам, чтобы изучить окружающий мир, структурировать его и выжить.
Присоединяйтесь к следующим онлайн-лекциям цикла «Встречи вне границ», чтобы встретиться со спикерами ведущих зарубежных вузов и задать свои вопросы в прямом эфире. Следующая встреча — 28 сентября.