Краткая история освоения космоса
Пишет Сергей Каленик: «Существует известный парадокс – если вы находитесь внутри космического корабля летящего почти со скоростью света, время для вас замедляется. Такому кораблю нужно всего 25 лет, чтобы достигнуть видимого края вселенной, правда для оставшихся на земле эти два десятилетия растянутся в 14 миллиардов лет.
То же самое с техническим прогрессом. Прогресс это ударная волна, сметающая все на своем пути как цунами – если сегодня человек додумался напялить на себя шкуру, то завтра он будет прыгать в скафандре по луне – в чем разница-то?»
Но внутри этой волны, на борту «прогресса» всегда будет казаться будто мы ползем как черепахи. Положа руку на сердце – кто из нас считает СССР лучшим в мире государством всю свою историю делавшим невозможное?


Чем запомнится СССР в истории?
Всего в ХХ веке было три мега проекта: создание атомной бомбы, космическая гонка и компьютерная революция. Космос мы выиграли в чистую – американская программа завершилась крахом шаттлов и с 2011 года «весь космос» передан Русским. Русский язык – единственный официальный язык космоса, его теперь обязан знать любой покидающий нашу планету (эх жаль Людей в черном сняли рановато).
Более того, все космические технологии в мире теперь наши – кидаю мы продаем ракеты и корабли пятидесятилетней давности, а Франции строим новый космодром в Куру, являющийся полной копией Байконура. Все свои планы по освоению внешнего мира земля строит с оглядкой на Москву.
Как русским удалось приватизировать себе всю вселенную? Это целая история, увлекательная но запутанная – садитесь в кресла и одевайте скафандры, наш полет последовательно пройдет через пять орбит.
Космос – это становой хребет ХХ века. Его суть и секрет. По этому полет будет не из легких. Мы заглянем за кулисы истории, политики, искусства и мира каким вы его знаете. Короче вы уже поняли что баттхерт сейчас получат все.
Первая космическая скорость: Космический туризм

Поэтому вся идеология, все проекты, весь драйв космической феерии ушёл в прошлое. По инерции космическая тема всегда будет интересна, но пик 50–70‑х годов пройден. Все фантастические произведения на эту тему написаны.
Остается только туризм и это видно по всей космической фантастике – герой космической одиссеи 2001 явно турист. А героиня фильма чужой словно посещает пирамиды древнего Египта. Про стар трек или звездный десант уж и не говорю.
Есть только тут одна загвоздка. Помните как не хотели пускать в космос первых туристов? Думаю тут дело в том, что все слетавшие в космос получают особый статус и вступают в некоторый закрытый клуб, члены которого на жизнь не жалуются. А тут кто-то хочет купить себе в нем членство… все равно как какой-нибудь толстосум решил купить себе членство в клубе тех, кто поднимался на Эверест. Но правила на то и правила, что бы их менять – за туризмом единственное будущее космоса, больше там делать нечего. А вот встать в один ряд с Гагариным… не многие понимают что это значит.


Не менее величественные сооружения стоят во всех странах нового света. Колумб у них главный исторический и эпический персонаж типа античного Зевса или Иисуса Христа. Но кто он по сравнению с первым космонавтом? Но и это не главное. Дело в том, что выше Гагарина прыгнуть невозможно. Это последний герой человечества. Нет ничего значительнее первого полета в космос, вообще ничего. Даже Нил Армстронг стоит в мировом пантеоне бесконечно ниже Юрия Алексеевича, не смотря на колоссальные усилия американской пропаганды.
В этом и кроется смысл космического туризма, притягательность космоса – нельзя отправиться в новый свет на одном корабле с Колумбом и потом смело сказать Я был там. Нельзя вновь первым взойти на Эверест или достичь северного полюса или опуститься на дно Марианской впадины, в этом больше нет ничего исключительного. Космос же настолько далек от всего, что мы видели и знаем, что полет к звездам пожалуй всегда будет событием мистическим. За полет к Гагарину не жалко никаких денег.
Но в космосе деньги не имеют значения. Именно по этому Роскосмос будучи космическим монополистом просто плюет на возможность зарабатывать триллионы на туризме и блокирует его развитие на западе по тем же соображениям что и претенденты в космические туристы. А без Роскосмоса сама идея с туризмом останется на уровне наивных поделок тех самых несостоявшихся туристов.
Выходит человек в космосе лишний, но может быть холодный вакуум подходит для войны?
Вторая космическая скорость: Программа СОИ и звездные войны
Начиная со знаменитой фултонской речи Черчилля началась холодная война. США и СССР пол века потратили на гонку вооружений. Своеобразная война на истощение, когда обе страны производили тысячи танков, самолетов и ракет. которые даже не стреляли – их просто списывали в резерв, что бы освободить место для новых моделей. И так пятьдесят лет, пока один из игроков не надорвется.

В Фултоне Черчилль предложил американцам разделить мир и править втроем – США, Англия и СССР. Америка решила быть владычицей морской и не очень рассчитала свои силы. Для такого решения у штатов была атомная бомба, сотня авианосцев и флот реактивной авиации дающий полное господство в воздухе. Вроде мировое господство гарантировано…
Только вот уже в Корейской войне пятидесятых все стало ясно – вместо легкой экспедиционной прогулки американские войска с удивлением обнаружили у корейцев сверхсовременные реактивные истребители МИГ-15 – сделанные в СССР но с английскими двигателями. Оцените Английское коварство – английские части стояли в южной Корее бок о бок с американцами, но стреляли по ним из английского оружия пусть и корейскими руками.
Американцы ребята упертые, с каждым новым витком холодной войны они выставляли на ринг все более дорогие игрушки и каждый раз СССР ехидно копировал и улучшал представленные образцы. Вы построили флот бомбардировщиков способных достигнуть Москвы? Хрущев на это ехидно заявляет, что мы делаем межконтинентальные ракеты как сосиски. Ракеты, способные поразить все города Америки быстрее, чем вы заправите свои самолеты.

За семь лет программы упало пять самолетов, последний случай стал финалом программы.
В 1968 году на борту одной из машин возник пожар – третий пилот положил себе под кресло три мягких поролоновых подушки, которые заблокировали вентиляцию системы отопления и воспламенились. Экипаж катапультировался, а самолет упал на лед рядом с Гренландией. На борту было четыре водородных бомбы по полторы мегатонны каждая – две нашли, одна разбилась и выбросила в атмосферу семь килограмм оружейного плутония, а четвертую до сих пор ищут охотники за сокровищами в скалах Гренландии.
И таких бомб американцы разбросали по миру десятки — вот где подспорье для мирового терроризма. Хромовой купол после этого пришлось свернуть под международным давлением.
Но в общем этот пример показателен – в таком же ключе развивались все остальные их военные программы и конечно же американская космическая программа. Не потому что в Америке плохие инженеры или трусливые летчики – они лучшие в мире, просто для сверхзадач этого недостаточно, для них нужны сверх качества – лежащие не в области логики или образования, а в самой основе национального характера.
К началу 1980-ых в Америке созрела гениальная идея перенести холодную войну с земли в космос. После просмотра Звездных Войн президент Рейган объявил о запуске Стратегической оборонной инициативы. Ее суть ужасающе проста – строим флот из сотен сверхмощных боевых лазеров, которые будут сбивать баллистические ракеты на взлете.
Идея кстати весьма здравая, ведь перехватить такие ракеты как СС-18 можно только на взлете, через десять минут полета ее боеголовка разделяется на 200 частей постоянно маневрирующих и уклоняющихся от перехвата – сбить их уже не реально. К лазерам – флот челноков Шаттл которые обслуживают лазеры и могут так же нести запас ядерных ракет на борту. Не смотря на голливудский размах это была лебединая песня и последний рывок штатов – приведший к полному разгрому.

Поясню на примере. При Хрущеве как-то озаботились жильем для рабочих и за десятилетие большинство жителей страны получили собственные квартиры. Конечно это были плохонькие хрущебы, но по тем временам они были роскошью даже для Европы. Масштаб впечатляет – было построено 300 миллионов квадратных метров жилья. По метру на каждого жителя страны.
Так вот хрущевки – это временное жилье для рабочих в котором они должны были жить до 1980-го, когда наступит коммунизм. «Временное жилье» это жестяные домики для гастарбайтеров строящих небоскребы Москва-Сити. Теперь представьте себе масштаб этих жестяных домиков в стране советов и сможете представить себе и небоскреб который эти рабочие строили. При таких масштабах экономики «шаттл» — на один зуб. СССР построил целый флот атомных подводных лодок и не заметил этого. А одна такая лодка стоит как средняя европейская страна.

Беспилотный режим – не просто триумф инженерной мысли не достижимый никем до сих пор, а недвусмысленный сигнал штатам. Ведь в 1984 году советский лазерный локатор «подсветил» пролетавший мимо шаттл своей системой наведения – шаттл потерял связь с землей, отключилась вся электроника, а экипаж «почувствовал острое недомогание». Т.е. даже ведение цели вывело из строя «космический бомбардировщик», что уже говорить о последствиях боевого залпа?
Неожиданно оказалось что в космосе американцам ловить нечего – СССР за пару лет разработал свой челнок и легко сможет производить его серийно, не говоря уже о лазерном оружии.
Ничего удивительного, что социалистическая космическая программа оказалась лучше капиталистической – просто ей уже двести лет. Мода на космос 1960-ых это лишь отголосок и тень космической истерики начала 19-го века.
Пятая космическая: скорость света не передел?
Остается только окинуть взглядом четырнадцать предыдущих страниц и задаться вопросом – что дальше? Выход в космос, орбитальная станция и полет на луну – разве это предел? Это ведь даже не настоящий космос, а «околоземное пространство», а что там, за пределами солнечной системы?

Но речь тут идет о смене всей картины мира. Если раньше считалось, что солнечная система это собственно Звезда и кружащиеся по близким орбитам планеты. А где-то очень далеко в 40 триллионах километрах находиться ближайшая звезда Проксима Центавра, у нее наверное такие же планеты на маленьких орбитах. Но между двумя солнечными системами – пустота космоса.

Место обитания Седны традиционно называют поясом Койпера. Первоначально считалось, что это место нахождения основной массы комет Солнечной системы, то есть объектов размером от нескольких десятков метров до нескольких километров. В настоящее время в этом районе открыто более 400 объектов, размеры которых превышают 200 км. По современным оценкам, в поясе Койпера находится 35 000 объектов размерами свыше 100 км, а общая численность тел, по расчетам специалистов, оценивается в несколько миллиардов.
В середине 20 века гипотетическую область нахождения комет переместили дальше, в т.н. «Облако Оорта». Считалось, что в этой гипотетической сферической оболочке, окружающей Солнечную систему на расстоянии около одного светового года, содержатся миллиарды комет с общей массой, равной массе Земли. Координаты облака были вычислены умозрительно, путём экстраполяции траекторий известных комет.
А каков гипотетический предел возмущения небесного тела Солнцем? Это расстояние в аккурат до середины пути между Солнцем и Проксимой. Это и есть подлинные размеры грандиозной Солнечной системы, которую ещё только предстоит изучить ошарашенному человечеству.

То есть первое же серьезное изучение собственной звездной системы радикально перевернуло наше представление о вселенной – оказалось что космос равномерно засеян материей, лишь кое-где освещаемой огоньками звезд. А наша собственная солнечная система отнюдь не самостоятельна, а физически объединена с ближайшими звездами образующими единую планетарную систему.
Отсюда два вывода – космос насыщен планетами. Звездные системы находятся гораздо ближе чем мы думали и часто между ними курсируют общие объекты.
Из чего следует что космос наполнен жизнью и делает возможными контакты цивилизаций на самых примитивных стадиях развития, когда они еще представляют интерес и пищевую ценность друг для друга. Достичь соседей можно даже на корабле с самым примитивным атомным двигателем.

И такие звездолеты уже были заложены. Программа их строительства это второе дно космической гонки. Если вы играли в Civilization то поймете о чем я. Например GPS и Глонасс – подпроекты «ядерного космоса», ведь для ориентации в глубоком космосе планировалось использовать пульсары (звезды дающие постоянные радиоимпульсы), под нужды военных эту идею в 1973-ем конвертировали в систему навигации по тридцати спутникам на средней орбите у земли.
В 1960-ых обе сверхдержавы спроектировали и приступили к строительству первых звездолетов способных достичь Альфа Центавра, но обе программы были неожиданно прекращены сразу после получения положительных результатов испытаний двигателей NERV и РД-0410. Видимо отложили до лучших времен, но уже в 1970-ых СССР построил серию военных спутников наведения «легенда» с маломощными ядерными установками на борту. И по всей видимости мы до сих пор значительно обгоняем Америку в этой области, жаль область засекречена и что там происходит на самом деле неизвестно.


Я думаю она только начинается.
Смотрите также: 12 пионеров космоса, Другой Гагарин, История шаттлов (Часть 1), Советская и российская космические программы, История покорения космоса животными