Как деконструкция лишила текст смысла
«Вне текста нет ничего», — говорил французский философ Жак Деррида. Его радикальные идеи сломали привычный взгляд на философию и искусство. Мыслителя обвиняли в обесценивании текстов и их авторов. Однако Деррида создал способ анализа, который стали активно использовать в эпоху постмодерна. Рассказываем о сути деконструкции и ее применении.
.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; } .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Деконструкция в философии
Философская идея о деконструкции была разработана французским философом Жаком Деррида. Он представил свою концепцию в работе «О грамматологии» 1967 года, при этом сам термин восходит к деструкции Мартина Хайдеггера. Этим термином немецкий философ обозначал процесс, направленный против окаменения, окостенения. Так, Хайдеггер выступал за разрушение не только традиции, олицетворяющей объективированное, научно-теоретическое понимание мира, но и всей философской традиции.
Жак Деррида подразумевал под деконструкцией разбор на составные части с целью понять, как устроено целое и как оно работает. Это процесс разрушения стереотипов или включения понятий в новые контексты. Деконструкция не является анализом, синтезом или методом. Это процесс разложения на части, расслоение, рассмотрение.
Философ говорил в своей работе о тексте, в котором есть противоречия между логикой и риторикой. То есть между смыслом, заложенным в текст, и тем, что его вынуждает означать язык-посредник.
Смыслы конструируются во время прочтения, а не написания текста
Общая картина, созданная автором изначально, как правило, тривиальна и навязана. Поэтому сам по себе текст не имеет содержания как такового. В своих последних работах Деррида дошел до крайности: он заявил, что ни у какого текста не может быть постоянного смысла. Это утверждение вызывало немало споров и обвинений в адрес мыслителя, ведь таким образом он подвергал сомнению значимость и смысл философии как науки.
Деконструктивистский подход предполагает смещение фокуса с явного содержания текста на язык-посредник. Это позволяет отмечать маловероятные детали, связи, которые раскрывают текст с другой стороны. В условиях постмодерна и тем более постпостмодерна теория имеет большее значение, так как язык рассматривается не как инструмент, а как самостоятельный объект.
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Применение деконструкции
В конце 1960-х — начале 1980-х годов концепция деконструкции активно развивалась в США благодаря представителям Йельской школы. Среди них — Поль де Ман, Джон Хиллис Миллер. В литературной критике деконструкция подразумевала независимость интерпретации от текста и автора. Позднее эту мысль развил Ролан Барт в эссе 1967 года «Смерть автора». В нем философ рассказал о том, что роль автора минимизирована — теперь он является посредником между автором и текстом, а не язык.
Допустим, поэт написал стихотворение, где одна из героинь — женщина. По классической схеме анализ будет происходить через биографию поэта: критики найдут одну из его возлюбленных и с помощью ее образа расскажут о замысле поэта. Новая критика же рассмотрит стихотворение вне контекста жизни автора и найдет в нем более глубокие смыслы и мотивы.
«Культурно-марксистская критика» с помощью деконструкции разберет текст на части, определит ключевые слова и будет рассматривать их вне любого контекста. Тогда критик приблизится к истинной сути стихотворения и увидит самые разные трактовки, символы и домыслы. Крайность такого подхода заключается в том, что иногда в тексте можно найти смыслы, которых, казалось бы, и не было.