Научные факты о том, как учиться эффективнее

Результат обучения зависит не только от правильно подобранных учебных материалов, преподавателей, мотивации, но и от того, как мы обрабатываем информацию, как работаем со своим вниманием. И один из главных факторов — получаем ли мы от самого процесса удовольствие или нет. Собрали научных 10 фактов о том, как мы учимся.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» говорил, что эффективное обучение невозможно без любопытства. Психологи, начиная от Уильяма Джеймса до Жана Пиаже и Дональда Хебба, не раз задумывались об алгоритмах любознательности и пришли к выводу, что любопытство — это «непосредственное проявление детского стремления к познанию мира и построению его модели». Это ощущение возникает, как только наш мозг обнаруживает расхождение между тем, что мы уже знаем, и тем, что мы хотели бы знать.

Соответственно, для запуска механизма любопытства нужно определить то, чего вы еще не знаете. Это метакогнитивная способность.

Ошибки — естественная часть процесса обучения. Они необходимы нашему мозгу для того, чтобы корректировать его работу. В книге «Как мы учимся» Деан рассказывал о правиле Рескорлы — Вагнера: согласно ему, мозг работает следующим образом:

прогнозирует, вычисляя сумму поступающих сенсорных сигналов;обнаруживает разницу между прогнозом и реальным стимулом;ошибка прогноза определяет степень неожиданности, ассоциированную с каждым стимулом. Мозг использует сигнал, ошибку, для коррекции внутренней репрезентации. Благодаря ошибке следующее предсказание будет ближе к реальности.

Вне зависимости от того, чему вы учитесь (играть на пианино, водить машину, рисовать геометрические фигуры), сначала все действия находятся под контролем префронтальной коры. Но благодаря повторению требуется все меньше усилий. Запускается процесс консолидации — переход от медленной, сознательной обработки информации к быстрой и бессознательной автоматизации. Благодаря ей высвобождаются ресурсы, и их можно направить на улучшение этого действия или изучение чего-то нового.

Во время сна полученная за день информация систематизируется и закрепляется в памяти. После сна когнитивная деятельность улучшается. В 1994 году израильские ученые провели эксперимент, который это подтвердил. В течение дня добровольцы учились обнаруживать полосу в определенной точке сетчатки. Эффективность выполнения задачи медленно понижалась, пока не достигала плато. Однако после сна производительность участников резко повышалась.

Одно из исследований («Exercise training increases size of hippocampus and improves memory»), проведенных группой ученых из США и европейских стран, подтверждает связь между физическими нагрузками и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили, что после тренировок область гиппокампа увеличилась и, как следствие, улучшалась пространственная память участников.

В книге «Думай как математик» Барбара Оакли рассказывает о двух мыслительных режимах: сфокусированном и рассеянном. Оба важны при обучении. В повседневной жизни мы пребываем либо в одном, либо в другом режиме, но не совмещаем оба сразу. В рассеянном состоянии мозг способен незаметно, в качестве фонового процесса, обдумывать то, на чем мы в данный момент не сосредоточены. А иногда можно переключаться в рассеянный режим. В этот момент могут прийти неожиданные идеи и решения.

Барбара Оакли рассказывает о так называемом эффект установки, или Einstellung effect. Это феномен, при котором первая возникшая идея или начальная мысль препятствует поиску лучшего решения. Поэтому нужно учиться не зацикливаться на том, что приходит нам в голову в первую очередь, и задавать себе вопрос «А как еще можно сделать?». Также избавиться от такого эффекта можно путем переключения мышления со сфокусированного на рассеянное.

В основе теории мотивации лежит теория детерминации, связанная с принципами работы внутренней мотивации. Например, если учащиеся выполняют задание ради самого процесса и получают от этого удовольствие, они обладают внутренней мотивацией. К внешней мотивации относится какое-то поощрение: высокий балл, приз. Но как только этот стимул пропадет, желание учиться также исчезнет. Поэтому перед началом любого обучения нужно установить четкую цель.

Станислас Деан в своей книге отмечал, что сознательное знание неразрывно связано с «возможностью его вербального выражения: всякий раз, когда мы приходим к более или менее четкому пониманию некоего явления, ментальная формула находит отклик в нашем языке мышления, и мы можем сообщить о ней окружающим с помощью речи». То есть лучше всего закреплять пройденный материал, проговаривая его, а еще лучше — рассказывая об этом кому-то другому.

Гормон дофамин — один из важнейших нейромедиаторов. Он влияет на процессы мотивации и обучения, вызывая чувство предвкушения удовольствия. То есть человек хочет учиться, когда он знает, что обучение принесет ему радость или даже эйфорию благодаря познанию нового. Иными словами, в качестве поощрения выступает вау-эффект.