Эстония показала Путину и прежним «царям», в чем они ошиблись

Одной из причин подъёма националистический настроений в советских республиках стало то, что они почти не имели самостоятельности в определении своей экономической политики, практически все решения требовали одобрения Госплана СССР, Совета министров. Об этом в в интервью «Ленте.ру» рассказал последний министр труда и социальных вопросов СССР Валерий Паульман.

Эстония показала Путину и прежним «царям», в чем они ошиблись
© Свободная пресса

«Как председатель Госплана Эстонской ССР, я, защищая составленный план, должен был согласовывать с Москвой каждую мелочь. Например, строительство любого объекта вплоть до туалета», — подчеркнул он, добавив, что союзные республики «буквально выли под этим гнетом».

А что сейчас?

Извлечены ли уроки тех событий? Ведь Москва по-прежнему распределяет финансовые потоки, только вместо Госплана у нас администрация президента. Возможен ли в России экономический сепаратизм, подкрепленный националистический настроения?

— В последнее время некоторые российские СМИ стали активно реанимировать представителей бывшей советской номенклатуры, которые готовы поделиться некими эксклюзивными воспоминаниями из перестроечного прошлого, — отмечает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— На деле мы видим, как используют советских могикан в интересах тех или иных группировок в нынешней власти.

В любом случае эти могикане лишний раз подтверждают тот факт, что подавляющее большинство советских чиновников в 80-90-е гг. прошлого века в принципе не понимали суть происходящего, а если кто-то и понимал смысл событий и использовал их в своих интересах, то сегодня тщательно наводит тень на плетень.

Позиция бывшего эстонского министра, утверждающего, что «союзные республики буквально выли под гнетом центра», – из этой области. Под каким «экономическим гнетом» жила, например, дотируемая из РСФСР и обласкиваемая советскими властями Эстония?

В 1988 году я привез в эстонский ЦК ЛКСМ проект формирования на базе республиканского комсомола Демократического Союза молодежи Эстонии, который был согласован с идеологическим отделом ЦК КПСС. Но стали ли власти этой республики модернизировать хотя бы один из элементов республиканской политсистемы? Увы, нет.

Эстонские элиты уже смотрели на Запад – и не потому, что испытывали гнет от руководства СССР, просто потому, что Европа обещала республике более высокий и комфортный образ жизни.

Рост потребительских настроений и связанный с ним рост политических и иных амбиций с соответствующей неадекватной реакцией на это зациклившийся на догматической риторике партийной номенклатуры – вот главная причина регионального сепаратизма в позднем СССР.

«СП: — Какие ещё причины его вызвали? И какова доля именно экономике в совокупности причин?

— Рост потребительских притязаний – причина не столько экономическая, сколько ментально-политическая.

Главная проблема централизованного управления экономикой в СССР состояла даже не в ее директивности (в Китае директивность и жесткое административное управление не мешают динамичному росту уровня жизни населения страны), сколько в отсутствии у власти адекватной стратегии экономического развития, что привело в итоге к вопиющим диспропорциям, например – к серьезному дефициту в товарах народного потребления и, в первую очередь, в одежде, обуви, бытовой технике, в некоторых продуктах питания, видеомагнитофонах, автомобилях и т.п.

Голливуд со своими агитками к началу 80-х годов дошел до каждой советской квартиры; по этой причине образы американских свободы, денег, комфорта, шика выиграл соревнование с советскими образами «скучного» бытия еще в 70-е годы.

Советская молодежь, просматривая фильм «Рокки IV» (1985 г.), в массе своей болела уже за американского боксера, а не за «русского» монстра Ивана Драго.

«СП: — Не совершаем ли мы сейчас те же самые ошибки? У нас, как и 40-50 лет назад, все идет через Москву, регионы в крайне зажатом положении. Если у региона нет нефти, металла, другого стратегического сырья, крупной промышленной базы, интереса Кремля к развитию региона, тот волей-неволей в Москву поедет за деньгами. Кто понахрапистей, и знает «подходы», тот деньги вышибает. Но на всех не хватает. Отсюда недовольство в провинции. Люди все видят. Выстроили «вертикаль», которая может в один момент рухнуть?

– Новый правящий класс не собирается извлекать уроков из истории. И этот урок состоит вовсе не в том, что нужно отказаться от централизованного управления и властной вертикали…

На самом деле грамотная, эффективная и жесткая роль государства в нашей стране совершенно необходима, но она должна сочетаться с обратной связью и взаимодействием с экономически активным населением, она должна сопровождаться демонополизацией и деолигархизацией экономики, пронациональной налоговой системой, адекватными мерами в правоохранительной области и т.п., чего сегодня нет.

Да и народ в регионах недоволен вовсе не централизацией принятия решений, а воровским характером власти и в центре и на местах, безудержными аппетитами новой номенклатуры, которая не собирается создавать какие-то «вертикали» управления: воровать проще в полностью дезорганизованном государстве.

«СП: — В каких регионах наибольшая опасность национализма и сепаратизма? Речь может идти о росте сепаратистских настроений в национальных республиках? А как насчет регионов Сибири и Дальнего Востока, населённых русскими? Велика ли опасность экономического сепаратизма? Что, если они решат, что хватит «кормить Москву»?

— Опасность сепаратизма в РФ имеется вовсе не в экономически слабых регионах (например, какой сепаратизм может быть в Костромской области-банкроте? А вот в экономически сильных Татарстане или Башкортостане такие настроения могут вспыхнуть на раз-два).

России угрожает вовсе не экономический сепаратизм, а сепаратизм национальный в отсутствие какой-либо разумной федеральной стратегии на следующих направлениях: внешняя политика, интеграционная политика, межнациональная политика, демографическая политика, миграционная политика, информационная политика, культурная политика, политика национальной безопасности.

«СП": — Понимали ли власти СССР губительность той политики? А понимают ли нынешние? Или им все равно: после нас хоть потоп? Но ведь потоп может случиться и при них…

— Власти СССР к 80-м годам выродились в чинуш с крепкими задами и крохотным мозгом. Еще в 80-е гг. прошлого века я был знаком с такими членами или кандидатами в члены Политбюро ЦК КПСС, как Горбачев, Ельцин, Лигачев, Яковлев, Медведев, а также с ведущими идеологами того времени. Удивлялся, мягко говоря, их рассуждениям.

Нынешняя номенклатура в массе своей является продолжением номенклатуры советской. Она эффективнее в достижении личных и корпоративных интересов, но еще более порочна в вопросах, которые касаются интересов страны и государства.

«СП:" — Регионы в крайне зажатом положении. Шойгу предлагает построить в Сибири города-миллионники. Поможет? Какие ещё варианты? Или при нынешней структуре экономики ничего уже не сделаешь?

— Шойгу ничего не предлагает. Он, говоря про строительство новых городов в Сибири, озвучивает чужие и на самом деле вредоносные идеи, активно раскручиваемые в период избирательной кампании.

Полагаю, что после избирательной кампании эти идеи будут развенчаны и дезавуированы на самом верху.

— Гипертрофированный централизм в экономике чреват сепаратизмом, а вовсе не национализмом, — считает директор Института свободы Фёдор Бирюков.

— Паульман просто переводит с больной головы на здоровую. Как и все руководство СССР.

Считалось, что национализмы малых народов — это терпимо и даже хорошо, а вот русский национализм абсолютно недопустим. Поэтому большевики заигрывали с местечковыми национализмами.

Да, позже русские элементы заняли заметное место в теории и практике советского патриотизма, но лишь как детали оформления государственной концепции развития.

В гимне пелось: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь». Но республиканские власти оставались на деле настолько свободными, что сохраняли традиционную клановую систему, поддерживали бытовой национализм, а к моменту развала СССР это приобрело уже четкий социально-политический характер.

Мы не должны забывать, что творилось во многих республиках в конце 80 — начале 90 гг. Как русских людей убивали, громили их дома, угрожали им, заставляли уезжать.

Местные власти были предельно денационализированы и коррумпированы. Десятилетиями жившие буквально за счет РСФСР советские республики в одночасье стали русофобскими этнократиями. А новая РФ фактически взяла на вооружение западный мультикультурализм. И экономика тут совершенно ни при чем. Это идеология.

Национализм — это стихия духа, а не денег. И сегодняшние «откровения» Паульмана лишь вновь доказывают, что советское руководство ничего не смыслило в сути межнациональных отношений.

Единственной идеологией, которая могла бы спасти СССР, был русский имперский национализм. Как идея интеграционная, конструктивная и патриотичная. Но русские националисты были объявлены «фашистами», что продолжается в России до сих пор. Зато местечковым национализмам был дан зеленый свет, что чуть не привело уже к развалу самой Российской Федерации в середине девяностых годов.

Сегодня государствообразующий статус русского народа закреплен в Конституции РФ, в привязке к государственному языку. Но по факту мало что изменилось. Коррумпированные чиновники продолжают завозить в Россию огромное количество совершенно уже иноязычных мигрантов, с другой культурой, с иными моральными ориентирами. И это уже отнюдь не дешевая рабочая сила.