Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Вирусолог объяснил, в чем модификация «Спутника V»

Профессор, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Сергей Нетесов разъяснил «Свободной прессе», какую именно модернизацию «Спутника V» произвели в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи.

Ранее сообщалось, что глава НИЦ им. Гамалеи, академик Александр Гинцбург заявил, что ученым центра удалось разработать вариант вакцины «Спутник V», модифицированный специально для того, чтобы он защищал эффективно и от коронавирусного вариант «Дельта». «В холодильнике уже есть сделанная конструкция вакцины», — сообщил он журналистам.

Как напомнил Сергей Нетесов, вакцина «Спутник V» состоит из двух прививок.

«В одной прививке в качестве векторного компонента служит аденовирус 26-го серотипа, а в другой – аденовирус 5-го серотипа. В каждый из этих вирусов вставлен ген, кодирующий S-белок, или как его еще называют, белок шипа, по-английски – Spike, коронавируса. Первая противокоронавирусная вакцина “Спутник V” разрабатывалась для защиты от первого, “уханьского” варианта – то есть, того варианта, против которого делались все вакцины в мире. Для того, чтобы переделать его под вариант “Дельта”, надо было заменить в аденовирусном векторе ген S-белка, который был для “уханьского” варианта, на ген S-белка, который характерен для варианта “Дельта”. Белок этот содержит около тысячи двухсот аминокислот, соответственно, его кодирует ген длиной около 3800 нуклеотидов. На самом деле, замен в последовательности S-белка между “Дельтой” и “уханьским” вариантом не так уж и много – порядка 20 аминокислот. Но дело в том, что проще сделать этот ген заново из варианта “Дельта” и встроить его в аденовирусный вектор. Именно в этом и заключается модификация – фактически, встройку старого гена меняют на встройку нового. Все остальное остается в вакцине абсолютно тем же самым – те же аденовирусы, те же добавки. В этом и заключается, так называемая, платформенность вакцин, что менять надо совсем не много», - объясняет профессор.

Вместе с тем, как указывает Сергей Нетесов, в настоящий момент необходимо решить с соответствующими подразделениями Минздрава и Росздравнадзора вопрос о наборе тестов, которые должна проходить модифицированная вакцина.

«Нужно понимать – будет ли вакцина проходить полный цикл, включая испытания на животных? Будут ли пропускать эту модифицированную вакцину через полный цикл клинических испытаний на добровольцах первой и второй фазы? Потому что, фактически, ничего кроме этого гена в вакцине не меняется. Я все-таки думаю, что там будет принято решение о частичном сокращении набора этих процедур. Тем более, что от этого зависит скорость внедрения вакцины в практику», - подчеркивает он.