От космической «Лианы» не скроется ни один корабль НАТО
С космодрома Плесецк ракетой «Союз-2.1б» запущен разведывательный спутник 14Ф139 «Пион-НКС» массой 6500 кг. Этого события в ВМФ ждали уже очень давно. Все бортовые системы работают в штатном режиме. Спутник принят на управление наземными средствами Главного центра разведки космической обстановки Космических войск ВКС под номером «Космос-2550»
«Пион-НКС» - спутник радиолокационной разведки, входящий в состав перспективной морской космической системы разведки и целеуказания (МКРЦ) 14К159 «Лиана». Она предназначена для постоянного мониторнига Мирового океана с целью определения местонахождения кораблей противника, и прежде всего авианосных ударных групп, и выдачи целеуказания ударным средствам ВМФ для поражения этих кораблей.
«Лиана» включает в себя два различных типа спутников. «Лотос-С» предназначен для радиотехнической разведки.
Он фиксирует электромагнитные излучения кораблей противника и определяет их координаты для передачи в Центр боевого управления. Первый спутник «Лотос-С» был запущен в 2009 году. Однако в результате тестовых испытаний было установлено, что он не в полной мере удовлетворяет возложенным на него требованиям.
Пришлось пять лет создавать более совершенный аппарат «Лотос-С1», который был выведен на орбиту в 2014 году. Затем космическая группировка пополнилась еще тремя модернизированными аппаратами, последний, пятый, «Лотос-С1» запустили в феврале этого года. Правда, от первого спутника не отказались, за счет программных ухищрений добились того, что он начал работать должным образом.
Таким образом, была полностью укомплектована радиотехническая составляющая МКРЦ.
Но в «Лиану» должны входить еще два спутника радиолокационной разведки «Пион-НКС». Они необходимы для того, чтобы повысить точность определения координат кораблей и векторов их движения. «Пион-НКС» способен обнаруживать объекты с линейными размерами в один метр и при этом ошибка фиксации их местоположения не превышает три метра.
Еще одно достоинство «Пиона-НКС» по сравнению с «Лотосом-С1» состоит в том, что он может обнаруживать и сопровождать корабли, следующие в режиме радиомолчания. То есть с выключенным приборным оборудованием, которое излучает электромагнитные радиоволны.
Так вот, первый «Пион-НКС» должны были бы запустить уже давно, что необходимо для проведения тренировок по взаимодействию всех элементов системы, то есть пассивных радиотехнических и активных радиолокационных спутников. Но это событие несколько раз переносилось на более поздние сроки. И вот теперь началась полноценная отладка МКРЦ «Лиана», генеральными разработчиками которой являются Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ЦНИИРТИ) им. Минца, КБ «Арсенал» (Санкт-Петербург) и Ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара).
О том, когда на орбиту будет выведен второй «Пион-НКС» сведения отсутствуют.
Надо сказать, что «Лиана» возникла не на пустом месте. В советский период истории ВМФ обслуживала космическая морская система разведки и целеуказания «Легенда», заступившая на боевое дежурство в 1978 году и просуществовавшая до начала нулевых годов нового века.
Ее принцип действия был точно таким же. Но технический уровень космического оборудования был существенно ниже. В «Легенду» также входили радиотехнические разведывательные спутники (пассивные) и радиолокационные (активные). У радиолокационных спутников было большое энергопотребление, и для их питания было недостаточно мощности солнечных батарей.
Пришлось оснащать их энергетической установкой на портативном ядерном реакторе. Ресурс реактора был невелик, он исчерпывался через 7 месяцев. В связи с чем приходилось часто запускать активные спутники на замену отработавшим свой срок.
И в этом была не только экономическая неприятность, но и репутационно-политическая. Трижды происходили аварии, в результате которых спутник с реактором не удавалось увести на орбиту захоронения. Спутники разрушались в атмосфере, и радиоактивные осколки летели вниз. Дважды падение происходило в Индийском океане. Но один раз 65 килограммов обломков обрушилось на территорию Канады. Хорошо еще, что они упали в малонаселенной местности. Но плохо, что некоторые из них имели радиоактивность в 200 рентген/час.
Запад постоянно наседал на Советский Союз, требуя прекратить «это варварство». В конце концов, от активных спутников пришлось отказаться. Произошло это в 1988 году. После чего «Легенда» функционировала в усеченном виде, не поставляя на землю необходимых объемов разведывательной информации.
Полностью возможностями «Легенды» советским морякам воспользоваться не пришлось. Потому что неотъемлемой частью этой МКРЦ были сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Гранит», имевшие как обычную боевую часть массой 750 кг, так и ядерную мощностью 500 килотонн. До боевого пуска ракет дело не дошло.
Однако во всем остальном «Легенда» продемонстрировала себя с самой лучшей стороны – в оперативности, в разрешающей способности, в охвате всей акватории Мирового океана. И вот тому красноречивый пример.
В 1982 году во время Фолклендской войны между Аргентиной и Великобританией за одноименные острова все данные от «Легенды» об обстановке в регионе собирались и анализировались в Генеральном штабе СССР. Было видно, сколько десантных кораблей англичан приближается к Фолклендам, какова оборона островов. В результате получаемой от «Легенды» информации были предсказаны место высадки британского десанта и точное время начала операции.
«Лиана» должна превосходить «Легенду» по разведывательным возможностям. Во-первых, она способна с существенно более высокой точностью пеленговать корабли противника, определять их тип, направление и скорость движения.
Во-вторых, новая разведывательная космическая система способна контролировать не только поверхность океана, но и сушу. Также необходимо сказать, что конструкторы активного спутника избавились от необходимости использовать на его борту ядерный реактор.
А как обстоят дела с такого рода системами в ВМС США? Увы, лучше, чем у нас. Хотя бы потому, что американская система уже давно работает, а наша долгие годы пребывает в статусе перспективной. Что непосредственно связано с отставанием российской космической отрасли от американской, а теперь уже и от китайской.
Американская система наблюдения за океаном в интересах ВМС NOSS (Naval Ocean Surveillance System) появилась в то же самое время, что и «Легенда». Запуск спутников радиотехнической разведки первого поколения начался в 1976 году.
Однако в США не было кризиса 90-х годов, в связи с чем система NOSS существует и по нынешний день. Правда, в нее входят уже спутники третьего поколения, которые на принципах ротации выводятся в космос с 2001 года. На орбитах 900-1200 км одновременно вращаются до 9 космических аппаратов.
Данные о возможностях третьего поколения системы засекречены. Раскрыты они по второму поколению. Точность определения местоположения морских объектов достигает 1-3 километров. То есть система не может использоваться для целеуказания ракетному оружию. Третье поколение системы имеет большую точность, но и она используется для отражения надводной обстановки на всей акватории Мирового океана, а не для целеуказания
Для целеуказания морским ударным комплексам может использоваться система радиолокационной разведки Lacrosse, состоящая из четырех спутников, находящихся на орбите 680 км. РЛС, работающая в сантиметровом и дециметровом диапазонах, при полосе обзора в 4000 км обеспечивают точность локации в 1-6 метров. При сужении полосы разрешающая способность может достигать 0,3-0,9 метра.