Исследователи ископаемого кала: кто они и почему в их руках наше будущее

Присаживаясь в позу орла, чтобы опорожнить свой кишечник, древний человек не мог себе даже представить, что через тысячи лет его кучка будет представлять для кого-то ценность. Что касается фекалий динозавров, то они, вообще, на вес золота и за ними устраивают экспедиции в отдаленные уголки планеты. Что за наука копрология и почему она важна для современного человечества?

Исследователи ископаемого кала: кто они и почему в их руках наше будущее
© BigPicture.ru

Годом рождения копрологии можно считать 1878, когда Федор Леш, профессор медицины Киевского университета, обнаружил в кровавом поносе больного неизвестный вид амебы и подсадил его собаке. Таким образом, ученый определил, что причина дизентерии – одноклеточные микроорганизмы.

Археологи заинтересовались калом позже, когда медики полным ходом исследовали его для определения диагноза. С 1970 года по копролитам – ископаемому калу, уточняют гастрономические предпочтения, состояние здоровья и образ жизни как людей, так и животных.

Палеонтологам сложнее всего выяснить что-либо про объекты своих исследований. От давным-давно вымерших динозавров остались лишь окаменелые кости и то не в самом лучшем состоянии. Окаменевший кал позволяет узнать о доисторических животных немало – не зря палеонтологи называют копролиты «капсулами времени».

В 2013 году палеонтолог Лукас Фиорелли сделал важное научное открытие. В Аргентине им был обнаружен «общественный туалет» динодонтозавров – динозавров, живших большими стадами. Ученый с удивлением узнал, что рептилии не гадили там, где едят, а отвели для этого особое место.

Вероятнее всего, опорожнение кишечника в одном месте позволяло избежать распространения паразитарных заболеваний и заодно отпугивало хищников, показывая численность стада.

Копролиты динозавров

Еще более грандиозное открытие принес науке копролит, обнаруженный в 2015 году возле российского города Вязники. В куске кала возрастом более 252 миллионов лет палеонтологи обнаружили волосок! Это означало одно – некоторые виды динозавров эволюционировали в сторону теплокровности и покрылись шерстью.

Какая польза от исследования окаменевшего кала? Неужели ученые ищут его и расщепляют в сложных анализаторах из праздного любопытства? Разумеется, нет. Изучение древних фекалий помогает понять генетикам и эпидемиологам пути эволюции паразитов, в том числе микроскопических. Это позволяет находить сегодня более эффективные способы лечения болезней и предотвращать эпидемии.

Мизерная часть коллекции американского рекордсмена

Также копролиты раскрывают генетический код древних людей, рассказывая о наследственных болезнях, а также о миграции племен и народов. Поэтому не стоит относиться к калу свысока, а особенно к тому, который выглядит достаточно старым. Если вы видите перед собой такую находку – знайте, что перед вами сама история и к ней нужно проявлять уважение.