Поскреби махновца — найдешь либерала
Отклонение Верховным судом РФ жалоб фигурантов пензенского дела «Сети»* (организация признана террористической и запрещена в РФ) означает, что анархистское сообщество лишается некоторого количества активистов. На несколько лет точно. Но и кроме этого, российский анархизм в последние годы пребывает явно в стадии угасания.
Яркие бойцы вчерашних дней от активных дел отошли, пожинают плоды воспоминаний о былых сражениях, как, скажем, Владлен Тупикин, один из создателей некогда шумной Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС), продолжающий издавать журнал «Воля» (с 1989 года).
Порою он сетует, что вся «движуха» так и не смогла найти баланс между «гуляйпольским» состоянием души и необходимостью дисциплины. В 1990-е годы Тупикин был востребованным в либеральных СМИ — например, он был среди тех, кто издавал приложение «Латинский квартал» к «Новой ежедневной газете», предшественнице «Новой газеты».
Другой выходец из КАС — Петр Рябов, один из основателей «Автономного действия», сегодня вполне респектабельный преподаватель философии МГПУ, автор интересных книжек по отечественной истории, деятельности политических движений после распада СССР и т. д.
Неплохо сложилась и научная карьера Александра Шубина, тоже у одного из лидеров КАС. Сегодня он главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, его исторические труды тоже выходят с завидной регулярностью. В 1990-х он подался было к экологам - попытался сделать политическую карьеру в Российской партии зеленых. В начале 2010-х даже входил в руководство Левого фронта, но оставил его «в связи с загруженностью научной работой».
Однако больше всех преуспел другой учредитель КАС — Андрей Исаев. Он вообще, как писали СМИ, начинал сталинистом — якобы даже спал под большим портретом Иосифа Виссарионовича. Его мировоззрение стало «корректироваться» в годы учебы в МГПИ, где он стал организатором и участником социал-демократических и анархистских объединений.
В 1988 году изложил свои анархистские взгляды в репортаже популярной телепрограммы «Взгляд». В начале 1990-х Исаев примкнул к профсоюзному движению, став главным редактором газеты «Солидарность», потом курировал в ФНПР информационную политику и связи с общественностью. В 2018-м его анархистское прошлое и «профсоюзная закалка» не помешали ему, как депутату Государственной Думы от партии «Единая Россия» проголосовать за повышение пенсионного возраста.
Петр Рауш, заводила таких объединений в годы перестройки как АССА, МАКИ и других, не нашел себя ни в политике ни в журналистике и в 2007 году уехал на Украину, пытался участвовать там в деятельности местных махновцев, но не ужился и с ними. В 2008 году он получил статус беженца в Швеции, где пребывает и поныне.
Уроженец Ангарска Игорь Подшивалов тоже был активистом КАС, участвовал в экологических акциях - против АЭС в России и Чехии. Стал сторонником т. н. «сибирского областничества», публиковал в общероссийских и местных изданиях материалы на экологическую и криминальную тематику. Погиб в августе 2006-го — попал под автомобиль.
Показателен пример одного из наиболее известных анархистов перестроечного периода — Дмитрия Жвании. С конца 1980-х он неутомимо создавал в городе на Неве мелкие анархистские группки, ездил в зарубежные поездки как лидер разных объединений. После того, как план поездок за границу иссякал, а зарубежные соратники требовали больших свершений, Жвания вдруг обнаруживал несостоятельность идеи организации, в которой на тот момент состоял. После чего без тени сомнения начинал создавать новое. И так по кругу несколько раз.
Все это, между прочим, он описал в своей книге «Путь хунвейбина», которая может служить ярким образцом любви автора к себе любимому. Идейно Жвания колебался в зависимости от радикальной конъюнктуры — его тянуло в троцкизм. Созданное им в начале 2000-х Движение сопротивления имени Петра Алексеева (ДСПА) с невнятной леворадикальной идеологией запомнилось разве что вывешиванием в публичных местах баннеров с задиристыми лозунгами.
Сегодня бывший анархист, троцкист, леворадикал примкнул к провластной партии «Родина», редактирует сайт «Родина на Неве» и пока не обнаружил несостоятельность данной идеологии и окружающих активистов. Возможно, до поры до времени.
Через партию лимоновцев прошел другой известный анархист — Алексей Цветков. Позднее он сдвинулся в сторону марксизма, хотя, судя по его публицистике, «бакунинская закваска» в мировоззрении явно берет верх. Сегодня Цветков совладелец популярного московского книжного магазина «Циолковский», читает лекции, издает книги, в которых не без удовольствия вспоминает свое анархистское прошлое. При этом, как отмечал критик Лев Данилкин, Цветков это «умудрившийся остаться — при своих колоссальных возможностях — по-настоящему маргинальным».
Большинство анархистских лидеров «перестроечного призыва» в августе 1991-го жаждали поражения ГКЧП — падения ненавистного им «совка», не подозревая, что при новой власти они будут вытеснены на обочину большой и даже малой политики окончательно и бесповоротно. Некоторым из них удалось неплохо пристроиться в системе, которую, по логике анархизма, они должны люто ненавидеть.
И здесь стоит вспомнить Ленина, назвавшего анархизм «вывороченным наизнанку буржуазным индивидуализмом» и обозначившего его мировоззрение как «психологию выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария». Когда идеологический мираж анархизма рассеялся, оставался только голый индивидуализм его былых вожаков. И тут уж каждый спасался, как может — кто-то оставался на вузовской кафедре, а кто-то и «Единой Россией» не побрезговал....
*«Сеть» — организация, запрещенная на территории Российской Федерации.