Что почитать: о значении литературы
В чем сущность поэзии? Какие цели ставит перед собой стихотворец? Без ответа на эти вопросы, наверное, не может обойтись ни один автор поэтических строк. Так или иначе каждое поколение литераторов вспоминает слова русского классика о чувствах добрых, пробуждаемых лирой. Игорь Леонидович Волгин, автор нескольких книг о Федоре Михайловиче Достоевском и талантливый поэт, вторит Александру Сергеевичу Пушкину:
Но пробужденье долгих чувств
не безнадежное искусство.
Отчаюсь. Мучаюсь. Учусь.
И все же — пробуждаю чувства.
Как у огня, в иные дни
у этих чувств живу и греюсь
Не знаю — добрые ль они.
Отчаюсь. Мучаюсь. Надеюсь.
Поэт говорит и о значении книг в современном мире. Он предлагает представить жизнь нынешнего поколения без литературы и оценить возможные последствия:
Ты говоришь, что книжная культура —
лишь мертвый слепок. Но представь на миг:
как сон, исчезла вдруг литература —
нет больше ни писателей, ни книг!
Ну что ж, начнем… Отбросим тривиальность.
Из сочиненных вырвемся оков.
Гомеровская книжная реальность,
уйди обратно в сумерки веков!
Вкусим плодов от истинного древа.
Освободим сознанье от химер!
Посмотрим: жизнь — направо, жизнь — налево.
… Но слепы мы. Но зряч старик Гомер…
Безусловно, таким образным языком, какой присущ Игорю Леонидовичу, важно говорить о современных проблемах и тенденциях развития литературы. Художественное слово этого поэта запечатлевается в памяти и глубоко воздействует на душу читателя.
Понимают ли люди, недооценивающие значение книжной культуры, что человечество без нее не только слепо, оно и невежественно? Волгин напоминает, что книги приносят людям знания о прошлом, его достижениях и ошибках, то есть становятся сокровищницей человеческого опыта. Значение литературы, о котором говорил поэт, на практике можно познать, изучив пьесу Владимира Малягина «Император в Кремле». Это произведение повествует о событиях 1812 года — оккупации войсками Наполеона Москвы.
Как известно, в драматических произведениях основной источник информации, благодаря которому читатель или зритель знакомится с героями, — это их реплики. Автор пьесы не может, как в повести, романе, рассказе, подробно охарактеризовать персонажей. Герои представляют себя сами. «Заговори, чтобы я тебя увидел», — когда-то сказал Сократ. Вот и люди, смотрящие или же читающие пьесу, узнают действующих лиц через диалоги.
В произведении «Император в Кремле» каждое слово служит для создания точного образа героя. В повествовании содержится особенно важная составляющая — читатель. Он не только увлекается сюжетом, но и узнает новые подробности событий 1812 года. Пьеса Владимира Юрьевича Малягина — напоминание о силе духа, самоотверженности, любви наших предков к России, благодаря которым завоеватель был изгнан из пределов нашей страны. Такие произведения, безусловно, составляют ценность не только для современного человека, но и для будущих поколений.
А какими ценностями живут сами поэты и писатели? Что для них является истинным сокровищем? Мастер слова Мушни Таевич Ласуриа ответил на эти вопросы в поэме «Звезда рассвета»:
Я не богат и не воздвиг чертога,
Да ведь и нужно было мне немного.
Лишь домик свой оставить вам смогу
На тающем в тумане берегу.
Мое богатство — лишь душа и слово —
Снежинки в блеске солнца золотого.
И вот они с восторгом торжества
Звезды рассветной ждут и Рождества.
Мушни Таевич говорит о вере как о важнейшем богатстве человека. Более того, поэт необыкновенно точно передает трепетное отношение любого литератора к художественному слову. Своими стихотворениями Мушни Таевич помогает и читателю насладиться красотой, музыкальностью русского языка.
Похожее бережное отношение к родной речи прослеживается и в произведениях писателя Андрея Убогого. У него есть книга «Словарь исчезнувших вещей». В ней автор рассказывает не только об отдельных предметах, но и о реалиях определенной эпохи, играх, которые постепенно уходят в прошлое.
Конечно, этот словарь необычный. В нем содержатся не краткие пояснения, а размышления, воспоминания, эссе. Для кого эта книга? Для людей разного возраста: девушек и юношей, которые хотят лучше понимать старшее поколение; людей средних лет, знающих многие жизненные явления, описанные в словаре; и, конечно, старшего поколения. Уверен, все слова для них будут хорошо знакомы. Однако форма повествования книги удивительным образом располагает человека к воспоминаниям о событиях, связанных с тем или иным предметом.
Какие слова и выражения можно встретить в «Словаре…»? «Авоська», «бумажные бусы», «дворовые игры», «езда зайцем», «кулек», «общепит», «примус», «сельпо», «студенческие стройотряды». Возможно, найдутся читатели, которые захотят поспорить с автором, доказать, что не все из названного можно считать исчезнувшим. Думаю, своей книгой автор призывает широкую аудиторию к диалогу о родном русском языке. Может быть, у кого-то возникнет идея создать похожий словарь. Это будет ценным достижением. Андрей Юрьевич Убогий помогает современному читателю чаще думать о судьбе великого русского языка, беречь его, сохранять, передавать глубокие знания о нем последующим поколениям.
Номинанты Патриаршей литературной премии отвечают на вопросы о ценностях настоящего писателя, предназначении литературы. Они не перестают напоминать о высокоразвитом «читающем человеке». Не хочется, чтобы это понятие оказалось в числе исчезнувших. Вместе с заслуженными писателями, поэтами, драматургами я надеюсь, что этого никогда не произойдет!