Погиб при испытаниях: в Нивенском нашли заброшенную могилу лётчика, которого искала украинская родня

На кладбище в Нивенском есть несколько заброшенных могил. В них покоятся солдаты, которые когда-то служили в области. Ритуальный агент Алексей Татаренков рассказал "Клопс", как помог родственникам погибших сохранить семейную историю.

Очень важное задание

По словам Алексея, ритуальщики разных стран обмениваются информацией в чате — сотрудники агентств из Украинцы, Белоруссии, Казахстана, России, Германии. В конце осени коллега из Запорожья обратилась за помощью:

Марина рассказала мне, что у одного мужчины где-то в Калининградской области похоронен его дедушка и он хочет найти могилу, поставить памятник. Марина дала мои контакты, мы списались".

По словам 45-летнего Сергея, когда-то его мать рассказывала, что дед, Петровский Виктор Иванович, был лётчиком, показывала фотографии. Добраться до области мужчина не мог, но пообещал навести справки в архивах. Украинец выяснил, что его дед служил в третьем военном городке в Южном и погиб при испытаниях экспериментального двигателя в марте 1954 года.

Аэродром построили ещё немцы. После войны бывший Езау переименовали в Нивенское, там дислоцировались два истребительных авиационных полка. К 2004 году часть опустела — из немецких построек выжили здание штаба, два ангара и казармы.

Что-то блеснуло

В поисках могилы Алексей объездил шесть кладбищ, где в то время могли хоронить военнослужащих. Зимой из Украины пришла свежая информация: во время испытаний погибло трое членов экипажа, фамилии их известны, а значит, можно искать захоронение с тремя памятниками.

Круг поиска сузился. А потом снег, слякоть, клещи. Думал: всё, пора говорить, что не нашёл. Спустя три часа хождений по нивенскому кладбищу я обнаружил три могилы в одной ограде: на железных памятниках с трудом были видны звёзды — значит, похоронены военные. Но ни на одном из обелисков не было фамилий умерших".

Краем глаза Алексей зацепился за торчащий из земли блестящий предмет, чем-то напоминающий осколок стекла или кусочек конфетной фольги. "Раскопал листья и увидел, что в земле находится табличка с ФИО, а на ней есть заветная надпись: Козлов Анатолий Александрович" — это был один из сослуживцев Петровского.

Сергей был несказанно рад находке. Он нашёл родственницу Анатолия Козлова — она живёт в Томске и о дедушке почти ничего не знает. Сергей решил поставить памятник всем троим за свой счёт. Выйти на семью последнего члена экипажа, Деменкова В.В., пока не удалось — "следы теряются в 80-х годах".

Будет подиум и одна общая гранитная плита. Изначально хотели делать три фотографии, но теперь будут просто три фамилии, даты и на обратной стороне самолёт, на котором они трагически погибли", — рассказывает Сергей о планах, которые намерен осуществить к лету.

Вандалы стирают память

Рядом с этим захоронением калининградец заметил ещё одно тройное — такое же безымянное. Найти родню пока не выходит.

Там очень много таких могил погибших в 1952 году, много солдат срочной службы, лётчиков. Для меня это вообще открытие — я видел такое на других кладбищах, но в Нивенском прямо очень много. В Черняховске тоже есть немецкий аэродром, где до сих пор действует воинская часть. Вот там ещё много таких захоронений".

По словам Алексея, в те годы не было понятия "груз 200". Человека могли похоронить на местном кладбище, "даже не на воинском: отнесли на ближайшее, оркестр поиграл, три выстрела в небо — и всё".

Но их там не просто бросали. Ставили решётки и гробницы с немецких могил, варили пирамидки-памятники — в 50-е годы ничего толком не было. Землёй засыпали, разбили клумбы".

Как рассказывают местные жители, когда-то за могилами ухаживали, "солдаты все захоронения по весне подкрашивали". Когда часть расформировали, часть памятников и оград растащили вандалы.

Родственники погибшего под Неманом во время войны солдата 70 лет искали могилу из-за ошибки в документах.