Теперь за научный прогресс в стране отвечает два коллегиальных органа — Совет по науке и образованию при президенте и Комиссия по научно-технологическому развитию при правительстве. Первый определяет стратегию, вторая — координирует ее реализацию. Чем именно будет заниматься новая комиссия, кто войдет в ее состав и что об этом думают ученые — в материале Indicator.Ru.
15 марта президент РФ Владимир Путин подписал указ «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». В соответствии с ним при правительстве создается комиссия по научно-технологическому развитию. Полный текст указа был опубликован на портале правовой информации.
Определять «стратегические цели, задачи и приоритеты научно-технического развития» будет теперь совет при президенте, он же будет следить за работой новой комиссии по разработке и реализации инновационных проектов государственного значения. Комиссия же будет координировать выполнение стратегии, которую наметит совет, и участвовать в формировании бюджета научных программ.
Вторым указом, подписанным в тот же день, Путин утвердил новый состав совета. В него вошли, в частности, помощник президента Андрей Фурсенко и первый заместитель секретаря Совета безопасности Юрий Аверьянов. На должность своего заместителя в совете президент назначил Дмитрия Медведева. В президиум вошли также президент РАН Сергеев, представители исследовательских и образовательных организаций, госкорпораций.
«Приятно, что в состав нового совета входят представители большого числа разных направлений – госуправления, общественной деятельности, науки, инноваций, институтов развития. Потому что картина должна быть комплексной. Благодаря такому новому составу можно наблюдать и при необходимости пересматривать какие-то определенные задачи для достижения целей научно-технологического развития», — считает заместитель декана факультета энергетики и экотехнологий Университета ИТМО Илья Купряшкин.
Прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического развития входит и в основные функции РАН. Однако, по мнению заместителя президента РАН Владимира Иванова, противоречий здесь нет — новые функции совета по определению стратегии научно-технологического развития согласуются с существующим порядком.
Комиссия будет формировать и утверждать инновационные проекты государственного значения, федеральные научно-техническое программы по вопросам, требующим отдельного решения президента, комплексные научно-техническое программы. Ежегодно до 1 сентября она должна отчитываться перед советом о реализации основных направлений государственной научно-технической политики, важнейших инновационных проектов государственного значения.
Правительство должно в течение месяца утвердить положение о комиссии и предложить кандидатуры для включения в ее состав. Через два месяца должен определиться объем и порядок финансирования. Пока в комиссию по должности входят представитель аппарата Совбеза, министры (или их заместители) науки и высшего образования, финансов, промышленности и торговли, здравоохранения, сельского хозяйства, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Персональный состав комиссии утверждается президентом по представлению правительства.
«К сожалению, там отсутствует РАН. Что, вообще говоря, является немножко неожиданным, поскольку по закону о РАН именно Академия участвует в формировании и реализации научно-технологической политики. Тут возникает небольшая коллизия. Надеемся, что поскольку список открытый, это будет учтено в процессе подготовки конечных предложений», — отметил Владимир Иванов.
Первые предложения о создании комиссии, по словам Иванова, РАН впервые выпустила еще в 2014 году. Тогда эти предложения докладывались на одной из подкомиссий совета. Основная идея заключалась в необходимости координировать всю научную деятельность на уровне правительства. Всерьез о создании комиссии по науке и технологиям при правительстве заговорили в начале февраля на заседании Совета по науке и образованию. Идею об учреждении некоторого органа, который занимался бы координацией масштабных научных проектов высказал президент РАН Александр Сергеев.
«Это было бы особенно важным для реализации очень крупных научно-технических программ на уровне создания или воссоздания наукоемких секторов нашей экономики, а также программ, требующих быстрого выполнения, реконцентрации ресурсов из большого числа различных источников» — отметил Сергеев в своем выступлении.
В качестве примеров таких программ президент РАН привел создание базы инновационных лекарственных субстанций, освоения качественно новых ресурсов минерально-сырьевой базы и проекты, связанные со сдерживанием изменения климата.
«Ученые должны быть в самое ближайшее время подключены к скорейшему решению очень широкого спектра задач: это и точные методы измерения концентрации парниковых газов, динамики атмосферных процессов, определение поглощения CO2 лесными массивами и почвами, возобновляемые источники, уже говорили здесь, водородная энергетика. И конечно, в экономике точные расчеты углеродного следа. Эти работы, конечно, должны выполняться в кооперации со многими отраслевыми министерствами и со многими компаниями, и это должна быть, безусловно, программа с надведомственной государственной кооперацией», — подчеркнул Сергеев.
Идею Сергеева поддержал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Дмитрий Медведев добавил, что «все крупные проекты именно таким образом и возникали» (то есть с помощью специально созданных правительственных комиссий). По его мнению, большинство программ и большинство распорядителей бюджетных средств должны быть выведены на более высокий уровень принятия решений.
По итогам февральского заседания совета Путин поручил создать комиссию по научно-технологическому развитию.
Тогда будущую комиссию окрестили «ГКНТ 2.0» — подразумевается, что по своему функционалу комиссия фактически повторяет задачи государственного комитета СССР по науке и технике. Он тоже определял основные направления развития науки и техники, координировал внедрение изобретений и результатов исследований и участвовал в планировании финансирования.
«Приоритеты научно-технологического развития всем известны, но регулярный пересмотр, регулярная рефлексия того, как происходит движение в этом направлении принципиально важны. На финансовую поддержку это в конечном счете, я думаю, повлияет. Сейчас идет трансформация фондовой системы поддержки науки. Мы видим на наших глазах идет фондовая перестройка. Я думаю, это как раз все и принимается для того, чтобы усилия можно было консолидировать на тех направлениях, которые являются ключевыми», — добавил Илья Купряшкин.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов от комментариев по поводу новой комиссии отказался.