Трупное шоу: «Мир тела» или «расчлененка в законе»?

«Доктор Смерть» уже рядом. И это не шутка. Ещё несколько дней и немецкий патологоанатом Гюнтер фон Хагенс по прозвищу «доктор смерть» превратит один из павильонов столичного комплекса ВДНХ в... морг. Для этого ему надо всего лишь разместить там свои «экспонаты».

Трупное шоу: «Мир тела» или «расчлененка в законе»?
© Свободная пресса

Более сорока лет занимается сей господин пластификацией мужских и женских мертвых тел, выставляя затем забальзамированных особым образом мертвецов на всеобщее обозрение. Как сам объясняет, исключительно на пользу человечеству. «Моя цель экспонирования тел и отдельных человеческих органов - в сохранении и укреплении здоровья людей, - говорит он. - А также в повышении уровня их знаний о методах достижения благополучного долголетия». Ни больше ни меньше!

Представить российской публике свое «передвижное кладбище» Хагенс мечтал давно. Говорил об этом, в частности, экс-баскетболисту питерского «Спартака» и куйбышевского «Строителя» Александру Сизоненко, когда тот в 2000-х ездил на лечение в Германию. Самый высокий на тот момент россиянин - 237 см, Александр привлек внимание Хагенса и его жены Анджелины Уолли, тоже патологоанатома. Часами не выходили они из клиники, где он лежал, суля бывшему спортсмену с «букетом» хронических заболеваний солидное пожизненное содержание за право заполучить в свою лабораторию его тело, когда умрет. Об этом корреспонденту «СП» рассказывал незадолго до своей смерти сам Сизоненко.

Сделка не состоялась. «Большой русский медведь» категорически отказался обсуждать саму возможность быть выставленным на всеобщее обозрение в том виде, в каком хотел это сделать Гюнтер. Как и помогать немцу в организации «русской версии проекта Body Worlds («Миры тела»).

Но «патологические» супруги попыток прорваться на Восток не оставляли. Неудачи в переговорах с нашими представителями списывали на их дремучесть. Уолли так и говорила: «Не созрели до понимания». Организация столь специфического «вернисажа», заметим, требует немалых вложений. Одна только транспортировка препаратов (обычно не менее ста) обходится в миллионы долларов. Плюс - страховка. Не дай бог, какого мертвеца заденешь, сбив «с артистического настроя».

Да, они ещё и «артисты» - Гюнтер фон Хагенс и его «свита». «Выступая» несколько лет назад в Женеве, ввели местное сообщество в состояние глубокого ступора. Не удивительно: зайдя в экспозиционный зал, чтобы познакомиться с обещанными им «средствами и методами достижения долголетия», благочестивые швейцарцы увидели… труп «Жизели» с обнаженными сухожилиями, наряженный в балетную пачку; «трубача» со вскрытой грудной клеткой и реальной трубой в руках, как бы музицирующего. Ещё влюбленную парочку с содранной с них обоих кожей в позе соития во всех анатомических деталях полового акта…

Многие местные и европейские СМИ призвали тогда организаторов не то чтобы закрыть выставку, это само собой, а уничтожить составляющие её «объекты», прекратив тем самым глумление над покойными и издевательство над живыми людьми. Но - частная собственность, демократические ценности... Ограничилось досрочным закрытием.

И вот «трупное шоу» добралось до России. Кто-то, видимо, посчитал, что наши сограждане уже созрели для подобного зрелища.

- Этого не может быть, вы меня разыгрываете! - Не поверила Татьяна Немилова, доктор медицинских наук, профессор Первого Петербургского медицинского университета им. Павлова, когда я рассказала ей об открывающейся в столице на этой неделе выставке «Миры тела». - С какой целью? Всякая демонстрация, тем более анатомических препаратов, должна иметь четкую цель. Рассчитана она, я полагаю, на узких специалистов?

«СП»: - Нет, любой желающий, купив билет, может побывать на ней. И взрослые, и дети.

- Как дети? Зачем? Говорите, инициатива некоего немецкого доктора? Он что, больной на голову? Психически здоровый человек на подобное, мне кажется, не способен. Тем более медик. В медицине вскрытие тел умерших людей практикуется исключительно для установления причин смерти. А расчленение мертвого человека - удел маньяков. Неужели устроители выставки этого не понимают? Какой-то моральный каннибализм, честное слово.

В пресс-релизах, рассылаемых организаторами российским журналистам, приводятся данные «мирового успеха» «доктора» фон Хагенса, начавшего свою выставочную практику более четверти века назад. Отмечается, что «позади 35 стран, 50 млн. посетителей». И, добавим от себя, десятки уголовных дел, запреты въезжать в некоторые государства даже туристом, о чем и сам «режиссер мертвецов», и его живые марионетки старательно умалчивают.

Говоря о многолетних тщетных переговорах с российской стороной, уточню, что речь шла обычно о полномасштабной и долгоиграющей выставке. Охотников взяться за сравнительно небольшую, так сказать, пробную экспозицию, Хагенс нашел в 2010-х. Размещена она была в Москве в торговом центре. Ещё одна «фишка» расчетливого «доктора»: там ведь народу всегда хватает.

Примерно тогда же свой «выставочный препаратор» обнаружился в Петербурге. Своих «героев» в пуанты он не обувал, искусственные глаза в пустые глазницы их черепов не вставлял. Подал все под видом просветительства. Учился этому делу он, кстати, в немецких лабораториях. Особого ажиотажа его вернисаж у горожан, помнится, не вызвал. Те, кто побывал на нём, в основном кривились и плевались. Единственный разве что плюс - несовершеннолетних в Питере в «трупные залы» не пускали. В ВДНХ, как говорят, возрастных ограничений может и не быть.

Интересно, что обо всем этом думают психологи?

- Мир постоянно меняется, а с ним и наше восприятие происходящего в нем. То, что раньше считалось табу, нынче норма, и наоборот, - сказала «СП» Елена Иоффе, кандидат наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. Герцена. - Границы дозволенного, как и недозволенного, сейчас размыты. Иной раз людям сложно понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Применительно к деятельности Хагенса - она, безусловно, не близка нашей культуре. Тема смерти и все, что с ней связано, у нас табуировано. Помните, наверное, случай трехгодичной, кажется, давности, когда хирургическая медсестра выложила в интернет свое фото у операционного стола с умирающим пациентом? Сколько было тогда шума, требований наказать её!

«СП»: - Её в итоге уволили. Но вопросы остались, в частности, о биоэтике. Потому что пример у этой «сестрички» нашлись последователи…

- Не уверена, что её увольнение из-за того фото, оправданно. А вот основание для широкого общественного обсуждения было хорошее. Мы же у себя в России стараемся поскорее подобное замять и забыть. Давая тем самым повод к провокациям такими же вот «медиками».

«СП»: - Считается, что выставление на показ расчлененных тел людей и животных (у Хагенса есть и они) может способствовать развитию в неокрепших или «темных», необразованных душах некую маниакальность…

- Вряд ли выставка способна воздействовать на психику так кардинально. Маньяки, доказано, «родом» из раннего детства. Если несовершеннолетние захотят её посетить, то скорей всего вместе с родителями, бабушками и дедушками. Которые смогут, я думаю, объяснить им, что к чему, и дать адекватную оценку. Лично я за такой сценарий действий.

Свое мнение у Анны Волькович, старшего научного сотрудника Петербургского военно-медицинского музея.

- Обращение с мертвыми телами людей «по методу Хагенса» как минимум странное, неуважительное по отношению к человеческому роду и противоречит нынешним моральным нормам, - считает Анна Юрьевна. - Отсюда и шок у тех, кто видит такие «экспонаты» даже на фото. Но, справедливости ради, так было не всегда. Если мысленно вернуться к культуре наших предков, то они поклонялись культу смерти, у них были обряды «общения» с мертвыми предками.

«СП»: - А надо ли возвращаться?

- Зависит от угла зрения. Кто-то смотрит как врач, ученый, видя в выставленных телах пациента. Кто-то как скульптор или художник, мечтающий воспеть венец земного творения - человека. Выдающийся отечественный ваятель Петр Клодт запечатлевал в своих работах в том числе и фигуры без кожи. Две из них сохранились. Одна хранится в Академии художеств, другая - в нашем Военно-медицинском музее. Неприятия они не вызывают.

«СП»: Кстати, в вашем музее возможна выставка, подобная «Мирам тела»?

- Подобного рода вопросы решаются у нас специальной комиссией и только после тщательного изучения предлагаемых для экспозиции экспонатов.

Подводит итог наш постоянный эксперт, доктор медицинских наук Владимир Жолобов.

- Работам Гюнтера фон Хагенса место в анатомичках медицинских вузов. Выставочные залы точно не для них, - сказал Владимир Евгеньевич. - Неподготовленные к такому зрелищу люди сильно рискуют, оказавшись один на один с «танцующими» мертвецами. Хорошо если отделаются шоком. Или обмороком. Подобное случается даже со студентами-медиками, что говорить о непосвященных. Понятно, что «рулят» немецким патологоанатомом деньги, стремление заработать на своем умении эффектно бальзамировать. О морали, уважении к людям он вряд ли когда-нибудь задумывался. Соответственно нужно и относиться к нему и его «шоу».