Войти в почту

Что подарил ковид русскому языку?

Пока «ковидиоты» отрицали опасность вируса, «ковиднутые» и люди, просто застрявшие дома на «карантикулах», либо упражнялись в «каранте» — умении владеть собой в условиях самоизоляции, либо погружались в процесс «расхламинго», разбирая старые ненужные вещи и наводя порядок там, докуда раньше руки не доходили.

Что подарил ковид русскому языку?
© BFM.RU

На улицах и в общественном транспорте до сих пор творится сплошное «маскобесие», интересы идейно «голомордых» в котором защищают эксперты из области «вируспурденции». Из-за грянувшего в самом начале весны «макаронавируса» ретейлу чуть не настал «карантец». И только «карантье» — владельцы собак, которые сдавали их в аренду для прогулок, должно быть, наслаждались процессом.

Словарный запас россиян пополнился значительно, но ненадолго, уверены лингвисты. Хотя у некоторых неологизмов есть шансы задержаться, считает писатель и культуролог Андрей Новиков-Ланской.

Андрей Новиков-Ланской писатель, культуролог «Очевидно, что приживется все, что связано с корнем «-бесие»: «коронабесие», «ковидобесие», «маскобесие» — что угодно. То есть это действительно очень сильный такой корень, который к самым разным словам прилепляется, поскольку это укоренено уже, так сказать, в похожих словах: когда говорили про «победабесие». Ну, целый ряд похожих слов».

А еще лингвистам почему-то очень нравится слово «ковидло». Комментирует профессор НИУ ВШЭ и РГГУ Максим Кронгауз.

Максим Кронгауз профессор НИУ ВШЭ и РГГУ «Ковидло» — иногда в варианте женского рода как «ковидла». Такое вот окрашенное очень. И связано это с ближайшими аналогиями, ну вот Чудище обло, мы знаем эту фразу знаменитую, и с повидлом связано каким-то образом. В общем, много шуток на эту тему. Но действительно слово «ковидло» впечатляющее, не просто вирус, не просто болезнь, а скорее такое чудовище. Еще слово «наружа», которое появилось в мультфильме с Масяней».

В мультике Масяня называет «наружей» весь внешний мир, который теперь в условиях самоизоляции кажется ей далеким и почти несуществующим. А что касается «ковидла», поэт Владимир Вишневский утверждает, что это слово придумал именно он. И еще много чего на тему.

Владимир Вишневский поэт «А кто там в зеркале является, светя щетиной семидневной, в режиме «самоинсталяции» на «треножердочке» смиренный. Или наказ молодым: береги QR-код смолоду. Или опять романс: хочу лишь быть с тобой на «приближенке». Что касается не только неологизмов, а песни, которая родилась: «Ваше благородие, госпожа вакцина, личико открой ты, нам молит медицина». Но факт, что все, что происходит, рождает новые и новые слова: «неснимаски», я придумал слово «неснимаски». С приветом классике можно сказать: «И что с того, что мистер Икс? Здесь ваша маска не канает!»

Что из всего этого останется в русском языке, анализировать будут уже «корониалы» — дети, зачатые во время пандемии. А нам пока остается констатировать, что, как бы странно это ни звучало, но в 2020-м вся наша «наружа» внезапно оказалась «вжоперти».