Защитные экраны в такси по требованию Куйвашева? «Это перегиб в борьбе с инфекцией»
Таксисты против Решение главы региона вызвало недовольство работников таксопарков: 30 октября они провели митинг в центре Екатеринбурга, устроив акцию протеста у городской мэрии. Таксисты пытались добиться отмены требования об обязательной установке защитных экранов в салонах автомобилей. Больше всего их возмущал тот факт, что указ губернатора никак не регламентирует саму установку перегородок. Поэтому многим водителям пришлось самостоятельно и за свой счет оборудовать машины защитными средствами. «Такое требование само по себе является перегибом в борьбе с инфекцией. Если государство в лице губернатора хочет внести изменения в конструкцию автомобилей, то оно должно за свой счет сперва провести испытания этих автомобильных перегородок. А уже затем оно должно оплатить внесение изменений в паспорт и свидетельство о регистрации машины», – отметил в беседе с «ФедералПресс» руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Олег Амосов. По его словам, защитные экраны уже давно стоят в машинах такси Великобритании и США. Но российские авто, уверен собеседник «ФедералПресс», плохо приспособлены к их использованию из-за особенностей своих конструкций. «Если мы хотим полностью обезопасить водителя от потенциального заражения, то перегородка должна целиком отделять его от заднего сиденья. К чему это приведет? Пассажир будет полностью изолирован от системы вентиляции автомобиля в маленьком пространстве. Тогда, во-первых, зимой ему будет холодно, а, во-вторых, ему может стать плохо из-за нехватки кислорода, особенно если у него есть какие-то хронические заболевания. Конечно, в машинах премиум-класса предусмотрена вентиляция задней части салона, но ведь это есть не везде. Как можно в ту же Lada Granta поставить какую-то перегородку? Там обдува на задний ряд просто нет», – подчеркивает Амосов. После митинга свердловское правительство пошло на некоторые уступки водителям такси и отсрочило внедрение перегородок на одну неделю. Однако этого времени очень мало для самостоятельного создания полностью безопасных для пассажиров заслонов, утверждает специалист. К примеру, кустарные и сделанные на скорую руку перегородки могут помешать нормальному срабатыванию подушек безопасности при попадании такси в аварию. К тому же в России уже действуют требования к таксистам по обязательной обработке и дезинфекции салонов машин. Они были разработаны Роспотребнадзором еще весной этого года. «Ранее, еще 3-4 года назад, мы обращались в ГИБДД по вопросам установки таких перегородок, и тогда нам сказали, что все подобные изменения должны быть сертифицированы. У нас существуют специальные институты, которые разрешают или запрещают внесение преобразований в конструкцию автомобиля», – говорит Амосов. Другая сторона вопроса Заместитель главы УГИБДД Свердловской области Дмитрий Панфилов во время пресс-конференции уже предупредил таксистов о том, что все антиковидные заслоны должны пройти регистрацию в Госавтоинспекции. Несмотря на все существующие противоречия, защитные экраны в такси действительно могут помочь в борьбе с коронавирусом, уверен профессор кафедры вирусологии НИИ физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского, доктор биологических наук Алексей Аграновский. В разговоре с «ФедералПресс» он назвал решение свердловских властей правильным. «Если ставить перегородку, то нужно делать ее сплошной – это до некоторой степени действительно может предохранить таксистов и пассажиров, потому что через частичный заслон патогенные частицы все же смогут попасть в другую часть салона. Только полностью изолирующие заслонки могут быть эффективны против вирусного аэрозоля, распространяемого с кашлем или чиханием», – считает Аграновский. Если же у таксистов нет возможности установить в машине перегородку, которая будет целиком отделять их от пассажиров, то лучше не пытаться обойтись половинчатыми экранами. Барьеры, закрывающие лишь часть салона, не дают никакой защиты от SARS-CoV-2, предупреждает вирусолог. При этом водителям придется время от времени проветривать заднюю часть салона, если в машине нет отдельной вентиляции пассажирских мест. Эксперты сошлись в одном – власти должны выдвигать четкие требования к перегородкам и установить единый образец таких конструкций. Аграновский полагает, что свердловское правительство могло бы провести тендер и определить наиболее подходящий образец защитного экрана. «Это было бы недорого даже в пределах одного региона, да и с точки зрения эпидемиологии хуже от таких заграждений в такси точно не будет», – сказал ученый. Лучшими материалами для перегородок, по словам профессора, являются плотный пластик или оргстекло. Они достаточно прочные, и коронавирус на них жизнеспособен всего несколько часов, пока не успели высохнуть микроскопические капли аэрозоля. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Андрей Гусий