Эксперты отправили российскую уголовную политику на исправительные работы
В создании документа приняли участие доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминалистики факультета права НИУ ВШЭ Геннадий Есаков, доцент кафедры уголовного права и криминалистики факультета права НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук Руслан Долотов, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук Мария Филатова, аспиранты кафедры уголовного права и криминалистики факультета права НИУ ВШЭ Мария Редчиц и Кирилл Цай, а также аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Павел Степанов. Как сказано в отзыве к докладу на сайте ЦСР, на сегодняшний день в России тюрьма стала одним из институтов, влияющих на социокультурные установки граждан страны, и именно они предопределяют готовность нашего общества к инновационному и технологическому развитию. В частности, такого мнения придерживается руководитель подгруппы «Институты и общество» рабочей группы «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» Экономического совета при президенте РФ Александр Аузан. На данный момент наша страна занимает первое место в Европе и восьмое место в мире по числу заключенных на 100 тысяч человек населения и Россия практически не движется в сторону снижения числа заключенных и их ресоциализации после выхода на волю. Кроме того, более 55 % отбывающих наказание находятся в зоне криминологического невозврата, поскольку их срок лишения свободы превышает пять лет и это практически исключает возможность реинтеграции в нормальную жизнь. Еще 23 % заключенных, отбывающих срок от трех до пяти лет, рискуют оказаться в зоне невозврата, пишут эксперты. В качестве проблем авторы доклада отмечают избыточную репрессивность уголовного закона, отсутствие системности уголовного законодательства и то, что по ряду статей Уголовного кодекса слабо обозначена степень опасности деяний. При этом юристы не выступают с внесением конкретных поправок в УК, а предлагают именно систематизацию уголовного закона, чтобы его отвечала современным требованиям. Отметим, при проведении своего исследования ученые сделали несколько выводов, которые кратко можно обозначить примерно так: единая уголовная политика (или по меньшей мере общая линия такой политики) на сегодня в России отсутствует, тактическая уголовная политика находится в состоянии хаоса, стратегическая уголовная политика в равной мере плохо ориентирована на вызовы XXI века и скорее нацелена на закрытие накопившихся недостатков, а общим недостатком уголовной политики является слабая опора на статистические и экономические данные. Для улучшения работы правоохранительной системы, ученые обозначают три стратегических этапа развития уголовной политики. Первый – гуманизация уголовного законодательства и практики его применения (2017–2018 гг.), вторым шагом должна стать систематизация уголовно-правового поля (2019–2021 гг.), а третьим – новая пенализация (2022–2025 гг.), то есть определение характера наказуемости деяний и их фактическая наказуемость. По словам экспертов, комплексный подход к уголовной политике возможен и необходим, но его реализация не должна сводиться к написанию красивых деклараций про уголовный закон. «Напротив, конкретные ощутимые шаги по гуманизации уголовного законодательства, его приведению в соответствие с потребностями дня, взаимоувязанные с институциональными реформами в судебной и правоохранительной системах, способны построить в России отвечающее вызовам современности уголовное право», – говорится в заключении ученых.