Чем отличается теология от религиоведения?
Минюст России утвердил учёную степень по теологии. Об этом на прошлой неделе сообщила министр образования и науки РФ Ольга Васильева на первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве». Теперь в стране появятся кандидаты и доктора теологии, а не специалисты-теологи с учёной степенью по философии, филологии или истории. Чем они будут отличаться от религиоведов? Наши собеседники — заведующий кафедрой теологии УГГУ Игорь БАЧИНИН и ассистент секции религиоведения кафедры онтологии и теории познания департамента философии УрФУ Олеся КУЗНЕЦОВА. — Начнём с мировоззренческого вопроса. Как вы определите, что есть Бог? И.Б.: — Я — православный и полностью разделяю традиционное представление о Боге как о духе. Важнейшее событие для всех православных — боговоплощение — произошло 2017 лет назад, когда бог пришёл на Землю и принял человеческую природу с целью спасения души человека. С этого периода в истории началась новая эра. О.К.: — Я воспользуюсь определением Пивоварова: Бог — это абсолют, идея, доведённая до предельного состояния. Это абсолютизация не только высших сил, но и природных, и общественных явлений. — Чем отличаются теология и религиоведение? И.Б.: — Религиовед изучает различные религии и верования, их зарождение, историческое развитие, особенности. Теолог разъясняет учение конкретной религии. Поэтому диссертации по теологии будут защищаться по отдельным конфессиональным направлениям, например, по христианству, исламу, иудаизму. По буддизму, вероятно, — нет: в этой религии нет традиции богословия. О.К.: — У теологов и религиоведов один предмет исследования — религия, но разные методологии. Религиоведы изучают предмет с точки зрения истории, культурологии, социологии, антропологии и используют методы исследования, характерные для этих дисциплин. Они могут сомневаться в справедливости любого авторитетного мнения, а научные теории для них могут меняться как день и ночь. Теолог — это богослов. Он не подвергает сомнению догматы, сформулированные ещё на Первом и Втором Вселенских соборах. — Встают ли перед кафедрами теологии и религиоведения новые задачи в связи с утверждением учёной степени по теологии? И.Б.: — Мы работаем, как и прежде, но решение Высшей аттестационной комиссии даёт ощущение правоты нашего дела и вселяет мысль о необходимости дальнейшего развития. Сейчас на нашей кафедре два направления — православная и исламская теология. По каждому из направлений обучаются примерно по 80 человек. Увеличится ли набор студентов, пока неизвестно. В перспективе мы сможем создать свой диссертационный совет. Но для этого нужно подготовить достаточное количество специалистов, защитивших кандидатские и докторские диссертации. Однако в начале июня в России состоялась защита лишь первой кандидатской диссертации по теологии. О.К.: — Вузы готовят специалистов по запросу государства и работодателей. Сферы деятельности религиоведа — научная, педагогическая, а также экспертная, когда необходимо решать какие-то спорные вопросы, допустим, при регистрации религиозных организаций, когда нужно определить, является ли какое-то высказывание призывом к религиозному экстремизму и так далее. Мне непонятно, кто социальный заказчик программ по теологии и где будет работать человек, получивший теологическое образование и соответствующую учёную степень. Представителем духовенства он не становится. Миссию религиоведов такие узкие специалисты выполнять не смогут, и уж тем более их нельзя привлекать к экспертной деятельности. А когда говорят, что теология поможет поднять духовно-нравственный облик общества, мне вспоминается моральный кодекс строителя коммунизма. — Теология, на ваш взгляд, — светский предмет или попытка ввести духовное образование в вузах? И.Б.: — Когда говорят о какой-то религии, в массовом сознании возникают ассоциации с практическими действиями — обрядами и традициями. Но любая религия — это, в первую очередь, мировоззрение, разговор о мире, в котором мы живём, о его происхождении и законах. Теология — это формирование мировоззренческой модели, из которой вытекает всё остальное. Конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», на которой было объявлено об утверждении учёной степени по теологии, проходила в МИФИ — техническом вузе, где уже пять лет существует кафедра теологии. Все студенты-ядерщики изучают дисциплины мировоззренческого характера. Ректор университета в своём выступлении говорил, что эти дисциплины задают нравственные и моральные нормы жизни, которые очень важны для людей, занимающихся научными исследованиями, а тем более имеющих дело с ядерной энергией. О.К.: — На мой взгляд, это третья попытка клерикализации образования в нашей стране. Первая была в Российской империи, когда Закон божий являлся обязательным предметом, вторая — во времена СССР, когда изучали научный атеизм. Зачем наступать на те же грабли? Кстати, к самой теологии религиоведы относятся хорошо, считают её полезной и нужной. Но это должен быть «внутренний продукт», преподаваемый в духовных учебных заведениях. И если по закону у нас нельзя вести религиозную агитацию, то под видом теологии это станет возможным. — Может ли теолог быть нерелигиозным человеком? А религиовед? И.Б.: — В отличие от религиоведения, теология имеет конфессиональную основу, и не может существовать вне конкретных конфессиональных традиций, поэтому теолог — это верующий человек. О.К.: — Религиовед может быть атеистом, верующим или агностиком, то есть человеком, который не определился, есть ли Бог. Но когда он занимается научным исследованием, его мировоззрение остаётся за скобками. Теоретически, если теолога считать учёным, он должен смотреть на религию как химик на пробирку. Но на практике это не так. — Позволяют ли теология и религиоведение взаимодействовать представителям разных конфессий, знакомить студентов с различными религиозными взглядами? И.Б.: — На нашей кафедре так и происходит: теология является инструментом для выстраивания конструктивных межрелигиозных, межнациональных, межэтнических отношений. О.К.: — Религиоведение знакомит студентов с разными религиями, от первобытных до тех, которые возникли недавно, не заставляя принимать определённую точку зрения. Это позволяет молодым людям понять себя и других. В просветительском плане нет смысла, чтобы теология выполняла эту же роль. Впрочем, всё зависит от того, кто и как будет читать эти дисциплины. Опубликовано в №109 от 21.06.2017