Командирован в космос За 56 лет, прошедших с первого полета Юрия Гагарина в космическое пространство, на орбитах побывали более пятисот землян. Те из них, кто не выполнял государственных задач, оказались в космосе по служебной необходимости. Например, Чарльз Уокер — первый космонавт, представляющий частную компанию, попал на борт шаттла «Дискавери» 30 августа 1984 года для испытания аппаратуры, которую он разрабатывал с корпорацией McDonnel Douglas. Именно она и заплатила за этот полет. Сумма была сравнительно небольшой — $40 000. Говорят, что первым претендентом на то, чтобы стать настоящим космическим туристом, был Стив Джобс. Он подавал заявку на полет в рамках правительственного проекта «Учитель в космосе». Однако из более чем 11 тысяч претендентов были отобраны 113 учителей. В итоге после трехмесячной подготовки место в экипаже «Челленджера» заняла учительница Криста Маколифф, которая должна была провести с орбиты несколько уроков. Увы, «Челленджер» взорвался вскоре после старта 29 января 1986 года, и все семь членов экипажа погибли. За счет своего работодателя оказался в космосе и первый японец Тоехиро Акияма. Журналист телекомпании TBS отправился на борту «Союза ТМ-11» 2 декабря 1990 года на станцию «Мир» не ради собственного развлечения, а по делу: в течение недели он ежедневно вел прямые репортажи с орбиты. Сколько TBS заплатила за это точно не известно — в разных источниках указаны суммы от $12 до $37 млн. Фактически запуск «Союза ТМ-11» был первым коммерческим полетом в космос в истории. Но назвать господина Акияму туристом нельзя. Мечты сбываются Если есть спрос, то будет и предложение. Так произошло и с частными космическими полетами. В 1994 году Эрик Андерсон, заканчивавший в то время обучение на космического инженера, познакомился с Петером Диамандесом, организатором конкурса на первый суборбитальный полет. В 1998 году они совместно с Майком Макдауэллом, занимавшимся организацией экспедиций в Арктику и Антарктику, создают компанию Space Adventures. Об организации полета Андерсону удалось договориться с Ракетно-космической корпорацией «Энергия». К этому времени появился и первый кандидат — Деннис Тито, основатель инвестиционной компании Wilshire Associates. Он уже обращался с предложением оплатить полет в NASA, но получил отказ. Более того, когда он собрался слетать на станцию «Мир» при помощи международной компании MirCorp, частично принадлежавшей РКК «Энергия», американцы заявили, что продажа билетов в космос частным лицам — нарушение соглашений об использовании космического пространства, и обвинила Тито в недостатке патриотизма. Но он с детства мечтал оказаться в космосе, и не сдавался. В конечном итоге первый космический турист 28 апреля 2001 года отправился на Международную космическую станцию (МКС) благодаря компании Space Adventures. Это стоило ему $20 млн. Ему было в тот момент 60 лет, и до сих пор Деннис Тито остается старейшим среди космических туристов. Впрочем, космос видели и люди постарше: Джон Гленн совершил свой второй полет в возрасте 77 лет. Правда, он был профессиональным астронавтом, и 20 февраля 1962 года стал первым американцем, который добрался до орбиты. Для Тито полет прошел не без проблем. Хотя готовился он к полету восемь месяцев, на старте у него появились проблемы с сердцем, а во время полета он ударился об люк на станции. Космонавт Талгат Мусабаев тогда смог оказать ему медицинскую помощь, и все обошлось. За 7 суток 22 часа и 4 минуты в космосе он обогнул Землю 128 раз. Следующий полет Space Adventures организовала меньше чем через год, 25 апреля 2002 года. Вторым космическим туристом стал южноафриканский предприниматель Марк Шаттлворт. Продажа созданной им компании Thawte, которая специализируется на компьютерной безопасности, принесла ему более полумиллиарда долларов. Шаттлворт стал самым молоды космическим туристом: на момент полета ему было 28 лет. Его полет продлился боле 10 суток, из которых примерно неделю он провел на МКС. «Сейчас наши ребята летают совсем быстро, стыкуются со станцией через шесть часов после старта. А тогда до станции надо было лететь двое суток», — поясняет Юрий Гидзенко, космонавт-испытатель, который был в одном экипаже с Шаттлфортом. Космические суммы «Вывести один килограмм груза на орбиту Земли стоит $10 000 — $15 000. Это, так сказать, себестоимость. А есть еще подготовка. Недельному полету ведь предшествует на самом деле годовая подготовка в Центре подготовки космонавтов. Работа специалистов, работа инструкторов, преподавателей, тренажеры — все это стоит денег, — объясняет Гидзенко. — Например, Шаттлворт готовился к полету около года, из которого семь месяцев провел в Звездном городке». По сравнению с профессионалами космические туристы тратят на подготовку к полету совсем немного времени: обычные российские космонавты готовятся пять лет, а не год. Мягче для туристов и нормы багажа. Для профессионального космонавта она была полтора килограмма, а теперь всего килограмм. Турист же может договориться об отправке дополнительного груза за дополнительную плату. Тот же Шаттлворт, к примеру, взял на МКС набор футболок, которые потом распродал на благотворительном аукционе. А вообще, на станции предусмотрено все необходимое. Даже машинка для стрижки волос: специальную модель для работы в невесомости для NASA создала компания Wahl. Разве что часы Omega, постоянные спутники американских астронавтов и даже наших космонавтов, туристам не выдают. Но прихватить их с собой стоит: хронографы Omega однажды помогли предотвратить крушение Apollo 13. Конечно, космических туристов не готовят к специальным миссиям, но в условиях невесомости многие вещи придется научиться делать по-новому. «Самое главное — научиться обслуживать самого себя. Нужно уметь надевать скафандр, проверять герметичность скафандра, приготовить себе обед. Опять же, в туалет сходить — это тоже свои нюансы имеет». Важно знать и общие принципы работы систем корабля. Во избежание проблем со здоровьем все претенденты проходят обследование. «Есть определенный минимум требований к здоровью, — говорит Юрий Гидзенко. — К сердечно-сосудистой системе, возможность переносить перегрузки. Но обследование не очень глубокое. Потому что речь идет всего лишь о десятидневном полете». Иногда здоровье становится проблемой. Третий космический турист Грегори Олсен сначала не прошел по здоровью, но затем все-таки сумел убедить комиссию и отправился на орбиту в 2005 году. Ему тоже было шестьдесят, но на момент полета он был все-таки чуть моложе первопроходца Тито. Вслед за Тито, в 2006 году, в космос отправилась Ануше Ансари. Через год свой первый полет совершил Чарльз Симони. Для него цена была уже выше (похоже, Space Adventures почувствовала рост спроса на полеты): он заплатил $25 млн. Правда, и летал Симони дольше — две недели. В октябре 2008 года Ричард Гарриотт полетел в космос за $30 млн. Следующим на орбиту отправился снова Симони. Этот автор программ для Microsoft вошел во вкус, хотя второй полет в марте 2009 года стоит ему уже $35 млн. Последний на данный момент космический турист — Ги Лалиберте. Создатель Cirque du Soleil стартовал 30 сентября 2009 и вернулся с орбиты 11 октября. По разным оценкам путешествие в космос стоило ему $35-$40 млн. Перерыв в полетах связан не с отсутствием спроса (уже подписан контракт с японцем Сатоси Такемацу, но о дате полета не сообщается), а с особенностями программы полетов. «Нет полетной возможности, что бы полетел турист. Летит командир экипажа, летит бортинженер и еще бортинженер номер два. На данный момент программа не предполагает, так скажем, лишних людей на станции», — объясняет Юрий Гидзенко. Новым космическим туристам также предлагается дополнить программу орбитального полета выходом в открытый космос. Людей, которые оказались настолько близки к космосу, насколько вообще возможно для человека, всего 216. Пополнить их ряды и узнать, действительно ли так неудобно двигаться в скафандре, как об этом говорят, можно примерно за $3 млн (разумеется, в дополнение к стоимости основной программы). Space Adventures не собирается останавливаться на посещении МКС. Сама она не занимается запусками кораблей в космос, так что ей придется договариваться с компаниями, которые этим занимаются. Например, Илон Маск собирается организовать облет Луны со сближением на расстояние до 100 км, и такое предложение упоминается на сайте Space Adventures. Весьма вероятно, что вскоре стартуют первые суборбитальный полеты: вывод «космического челнока» на высоту 100–160 км (примерно в три-четыре раза ниже, чем орбита МКС) занимает куда меньше времени. В высшей точки корабль остается около шести минут, и это время пассажиры проведут в невесомости. Билет обойдется существенно дешевле полномасштабного тура на орбиту — около $200–$250 тысяч. Уже сейчас места на суборбитальные рейсы забронировали более полутора сотен человек. Кстати, в США астронавтами считают всех, кто поднялся над Землей выше 50 миль (80 км). По нормам Международной авиационной федерации FAI граница космоса чуть выше — 100 км. Так что скоро число космонавтов может довольно заметно вырасти. Правда, в России требования жестче: космонавтом официально признают того, кто совершил полный виток вокруг Земли.