АСТАНА, 21 мар – Sputnik, Асем Миржекеева. На территории Казахстана не сохранились каких-либо письменных источников, которые бы могли донести до нас период и века возникновения древнейшего из праздников тюркских кочевых народов. Но появился он еще задолго до возникновения ислама. В этом твердо уверена и без капли сомнения говорит доктор исторических наук, профессор Карагандинского государственного университета имени академика Е. А Букетова Зауреш Сактаганова. Пытаясь найти эксперта в истории возникновения праздника Наурыз, корреспонденты Sputnik Казахстан обращались ко многим историкам и этнографам нашей страны, но чаще всего слышали отказ. При этом мы не говорим о том, что нет компетентных ученых в этой, на первый взгляд, простой теме. Скорее сама история возникновения праздника Наурыз настолько противоречива, что наши светила не хотят в очередной раз быть вовлеченными в дискуссии. Начало нового дня Однако, как бы не спорили ученые из разных тюркоязычных стран, существует так называемая классика трактовки возникновения Наурыза. Причем, говорить о том, что у каждого народа она своя, тоже нельзя: как не крути, праздник языческий, связан с природными явлениями и праздновался он еще задолго до появления ислама. Несмотря на то, что в казахском написании этот праздник называется Наурыз, изначальное этимология происхождения термина к нам пришла из древнеперсидского слова "новруз" и переводится как "новый день". "Почему, спрашиваете, многие историки, этнографы обходят эту тему и не дают подробных комментариев? Основная причина именно в том, что специальным изучением этого праздника не занимались из-за отсутствия обширного пласта письменных источников. Поэтому очень много разночтений и толкований. И каждый народ трактует по-своему, и, так же, как и среди казахов, этот праздник обрастает разного рода легендами. Зачастую эти легенды или мифы носят характер, оторванный от реально происходящих вещей", — поясняет Зауреш Сактаганова. По мнению некоторых ученых, происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры, а первые упоминания уходят в священную книгу зороастризма – Авесту. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сырдарьи и Амударьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь". "Действительно, есть специальные труды, посвященные этому празднику, но не в казахской культуре. Упоминания есть у Омара Хайяма, также связывают с бактрийцами и с событиями правления персидских шахов, а кто-то — с гибелью сакских вождей. Мне кажется, что все это мифы и легенды. Источника, четко привязывающего возникновение этого праздника к какому-то одному событию, нет. Но абсолютно все ученые уверены, что он носит языческий характер, потому что языческие праздники, как правило, в большей степени привязаны к природе. Я же склоняюсь к тому, что праздник возник раньше зороастризма", — говорит профессор. Существует также и масса версий и предположений по дате возникновения Наурыза. И снова жаркие споры и горячие обсуждения среди светил науки. Если одни ученые утверждают, что Наурызу или Новрузу около пяти тысяч лет и связывают его происхождение чуть ли не с третьим тысячелетием до нашей эры, то другие говорят, что он возник во втором тысячелетии до нашей эры. Нет письменности – нет подтверждения В беседе Зауреш Галымжанована неоднократно оговаривала, что в Казахстане отсутствует самостоятельная источниковая база, которая могла бы пролить свет на всеми любимый Наурыз. Но она уверена, что его принято широко и с размахом отмечать с глубокой древности. Кроме того, ученая отмечает, что догадки и предположения строятся на письменных источниках соседних территорий. "На территории Казахстана с эпохи раннего железа расселялись сакские племена, а, так как они были кочевыми, то письменные источники отсутствуют. В эпоху бронзового века письменных источников не было тем более. У соседних народов существование праздника подтверждается письменно, и мы можем абсолютно быть уверенными, что этот праздник был и в древности на территории Казахстана", — считает собеседник. Как не крути, Наурыз для казахского народа издревле считался началом перемен, и готовились к нему особенно тщательно. Согласно одной легенде, в ночь с 21 на 22 марта землю обходит Кадыр-ата, который несет в дом достаток и благополучие. Согласно другой версии, день весеннего равноденствия землю обходило счастье и заглядывало в дома. Но сколько бы не было предположений, считает профессор Сактаганова, в любом случае, в мир вселялось нечто, что соответствует обновлению, и это безусловно. "Почему люди радуются обновлению? Все потому, что они считают, что вступают в новую жизнь и новую полосу, а беды, горести, несчастья остаются в прошлом. Потом, не надо забывать, что для казахов-кочевников огромное значение имеет смена сезонов года, среди которых самым тяжелым была зима и период нахождения на зимовках – қыстау. В 12-цикличном календаре каждые пять-шесть лет у казахов кочевников проходили джуты. Причем они достаточно регулярно выпадали на год Мыши и Зайца. Согласно казахскому поверью, эти годы считаются до сих пор сложными. Любой выход из зимы, когда выживали люди, скот уже считалось огромным благополучием, а значит счастьем. Потому переход на "көктеу" – это, конечно же, обновление. С этим нельзя спорить и это абсолютно так", — говорит она. Кстати, хорошо известное в народе поверье "как встретишь новый год – так его и проведешь" было и у древних казахов. А потому встреча Наурыза сопровождалась приготовлением всевозможных блюд и вкусностей, проводились различные ритуалы и обряды. Только тогда, согласно народным мудростям, в дом приходил достаток. "Наши аксакалы говорят о том, что во время Наурыза прекращалась вражда и воины складывали копья. На целый день затихали звуки войны. Это было время перемирия и мира. Речь идет не только о воющих сторонах и затишьи в межродовых конфликтах, но и, собственно. внутри семьи", — отмечает историк. Обязательным пожеланием на Наурыз считались в древности и считается сейчас слова "Наурыз құтты болсын!", "Ақ мол болсын!" — это сакральные слова, под которыми подразумевается изобилие и достаток. Хронология гулянья Вплоть до XIX века праздник Наурыз был главным немусульманским праздником года и начинался с одноименного месяца наурыз (март). С середины 20-х годов XX века с укреплением советской власти ужесточается тоталитарный режим и в 1926 году официально Наурыз запрещают. Однако, как свидетельствуют письменные источники, до 1928 года его проявления все-таки сохраняются, преимущественно в южных регионах Казахстана. "Особенно сильно запрет стал действовать в годы коллективизации. В то время порядка 49% казахов вымерло и ушло целое поколение. Соответственно, Наурыз стал утрачивать свое изначальное значение и прекратилось его празднование", — говорит Зауреш Сактаганова. Возобновление праздника, пришедшего из глубины веков, начинается только через почти шестьдесят лет. Официально его признали только с началом независимости Казахстана. В 1991 году Указом президента Нурсултана Назарбаева Наурыз стал государственным праздником. В сентябре 2009 года Наурыз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза. Существуют также региональные особенности празднования Наурыза. К примеру, в этом году впервые заговорили о начале Наурыза – дне Көрісу, который предваряет этот праздник 14 марта. Такая традиция испокон веков сохранялась в западных областях Казахстана, но вновь обретает популярность только сейчас. "Все новое — это хорошо забытое старое, а во-вторых, не надо забывать, что речь идет не только о советском прошлом Казахстана. Возвращение к истокам имеет место быть, и это не означает откат в прошлое. Как раз-таки, возвращаясь к истокам, можно дать определенное движение вперед", — считает историк. Впрочем, как бы ни спорили ученые, и сколько бы не существовало предположений, в любом случае Наурыз – это праздник всеобщего счастья, начало весны и ожидание перемен. Даже сквозь глубину веков мы продолжаем его с нетерпением ждать и верить в лучшее. Редакция Sputnik Казахстан искренне поздравляет казахстанцев с великим праздником Наурыз! Ақ мол болсын, Наурыз мейрамы құт-береке әкелсін!