США расслабились, а России удалось совершить очередное чудо
Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" В 1990-е годы советское научно-техническое наследство подверглось крупнейшему в современной истории ограблению: были уничтожены производственные цепочки и научные институты. Но неожиданно и буквально из ниоткуда российский ВПК представил целый ряд новинок, опередивших западные разработки. rightКак такое могло произойти в стране с порванной в клочья, по выражению Барака Обамы, экономикой? Почему США как главный бенефициар развала СССР снова оказались в кризисе, потеряв монополию на научно-техническое превосходство, и что пытается исправить сегодня Дональд Трамп? Очередное "русское чудо" ХХI века имеет вполне рациональное объяснение. Отечественные научные школы — система воспроизводства современного и самодостаточного общества — обеспечили России как выживание в труднейший период истории, так и новейшие перспективные разработки, которые всплыли, как только было восстановлено минимальное финансирование этой сферы. Из этой ситуации необходимо сделать выводы. Участники митинга на Тверской улице. 1991 год Как США вдруг оказались отстающими? В 1990-е, в ситуации глубочайшей разрухи и деградации, США смогли практически за бесценок получить множество технологий, которые внедрялись в американский ВПК без затрат и вложений в собственные разработки. Советские технологии позволили Америке упрочить свое положение и существовать следующие двадцать лет на этом заделе. Америка расслабилась, потому что закончилась история ее доминирования, а прежний конкурент по гонке вооружений и соревнованию систем эпохи холодной войны был выведен из игры, как казалось тогда, навсегда. Рывок со стороны России всерьез не рассматривался. Ведь в массовом сознании — даже в самой России — наша страна продолжает восприниматься как аутсайдер научно-технического прогресса. rightВот почему появление новых перспективных разработок в сфере ВПК в России по целому ряду направлений сразу превратило США в отстающее государство (ситуация невероятная для либерального сознания). Секреты и образцы двадцатилетней давности уже устарели, а перспективного видения их развития, что и позволяет осуществлять соответствующие прорывы, — нет. Попросту говоря, Россия мобилизовалась в условиях нового глобального вызова. Штаты сами попали в ловушку паразитизма и на каком-то этапе стали заниматься имитацией прогресса, поглощающей все больше и больше средств. Прорывные проекты оружия на новых физических принципах, которое должно свести на нет ядерный потенциал других стран, в реальности оказались пиар-проектами. Военная база в Техасе, где хранится американское ядерное оружие Научные школы против управленческих суррогатов rightВозможность пережить жесточайший системный кризис обеспечили России именно советские научные школы, интеллектуальный задел и перспективное видение развития технологий в которых позволили сохранить знания и технологии в условиях тотального отсутствия финансирования и оттока научных кадров. Именно система воспроизводства научных разработок в сфере высоких технологий обеспечивает выживаемость России в условиях кризиса. Стратегическая ошибка Запада заключалась в недооценке системы советских научных школ. Запад стал "скупать" отдельных ученых и разработчиков, а не импортировать целиком школы. И уж совсем невозможно импортировать ту среду, в которой эти школы формируются. Именно поэтому импорт мозгов из других стран не решает ключевую проблему перехода США и Европы в реальный новый технологический уклад. В свою очередь, советская система поощрений научной среды фактически основывалась не только на отдельном научном открытии, инновационной разработке и ее внедрении в производство, а на их развитии в формате научной школы. Этот принцип воспроизводства знаний стратегически гораздо важнее, чем формальная эффективность, и его может обеспечить только государство. rightВ XXI веке российские научные школы столкнулись не только с нехваткой финансирования, но и с выраженной тенденцией разрушения через "интеграцию" в западную науку. Правда, от этого процесса российская наука (как и вся система образования в целом, подвергшаяся разрушительной вестернизации) не получает даже традиционных "похлопываний по плечу" в виде попадания в престижные международные рейтинги. Проблема заключается в том, что в глобалистской политической и цивилизационной парадигме российским ученым отводилась роль людей второго сорта. Запад продолжает быть источником и мерилом истины, а потребительские инновации воспринимаются не критически. Во дворе здания президиума Российской Академии наук в Москве Взамен "отсталых" российских научных школ обществу предлагается традиционный набор псевдопостиндустриальных управленческих суррогатов, брендов-пустышек, которые выдаются за истинное содержание научно-технического прогресса. Но за прогрессистской риторикой скрывается деструктивный глобализм, который завел в тупик даже CIF. Новый технологический уклад — имитационный и реальный Новый технологический уклад, который должен стать главной составляющей развития общества в ХХI веке, существует сегодня в форме тотальной имитации, получающей различные наименования вроде "креативной экономики" времен Барака Обамы. Тот же Дональд Трамп намерен инвестировать значительные средства в американский ВПК и провести реиндустриализацию США для исправления этого положения и осуществления качественного модернизационного научно-технологического скачка. Главная опасность для России заключается в уничтожении чудом сохраненных в 1990-е годы научных школ под видом их оптимизации и продолжения реформ. В этом случае решить задачи технологического развития будет невозможно даже вливанием в науку больших финансовых средств. rightДругая опасность заключается в том, что российским научным школам фактически отказано в формировании образа будущего. Эту функцию необходимо вернуть, что невозможно без изменения отношения политического класса и элиты к собственной науке, системе образования и культуре, без возвращения России на позиции цивилизационной самодостаточности. Ответ нашей страны на современные вызовы заключается, как я полагаю, не в повышении эффективности научной сферы, а в принципиальном выборе пути развития современного российского общества. В новый технологический уклад невозможно войти, основываясь на доктринах неолиберализма и финансового глобализма, которые до сих пор довлеют над судьбой российских научных школ и науки в целом.