Норм или стрём: что можно и нельзя делать при поиске работы

Во время поиска работы у соискателя есть много поводов для сомнений. Как только он увидел подходящую вакансию, сразу появляются вопросы: как правильно рассказать о себе, можно ли сразу спросить про зарплату, стоит ли говорить про предложения от других компаний? «Рамблер» разобрался, что нормально делать при трудоустройстве, а чего избегать, чтобы не упустить работу.

Норм или стрём: что можно и нельзя делать при поиске работы
© BartekSzewczyk/iStock.com

Есть ли нормы и запреты при трудоустройстве

Поиск работы — сложный процесс. На каждом этапе есть свои задачи, и нужно понимать, как их правильно выполнять. При этом чёткие требования есть не по всем вопросам — зачастую соискателю остаётся полагаться на собственные ощущения и здравый смысл.

«Рынок труда сильно изменился, и уже нет таких жёстких критериев, что можно, а чего нельзя делать при поиске работы. Главное — помнить, что нет плохих или хороших кандидатов, как нет плохой или хорошей работы. Есть подходящая и неподходящая», — поясняет Катерина Сизова, карьерный эксперт, СЕО кадрового агентства HR Online.

Тем не менее придерживаться определённых правил необходимо — это повысит шанс заинтересовать работодателя и получить заветный оффер. А вот некоторых шагов лучше избегать, чтобы не оттолкнуть рекрутера или будущего руководителя.

Что нормально делать при поиске работы

Искать новое место, пока работаете на старом

Остаться без работы — это всегда стресс, особенно если нет финансовой подушки безопасности. Поэтому искать работу, пока вы не уволились, — правильная стратегия. Так вы сможете тщательнее выбрать компанию для трудоустройства и смело отказываться от предложений, которые вас не устраивают.

Что делать. Занимайтесь поиском новой работы в свободное время — в обеденные перерывы, вечером или в выходные. В рабочее время продолжайте выполнять свои обязанности в обычном режиме. Не стоит активно листать сайты с вакансиями с рабочего компьютера, а если вам звонят по поводу трудоустройства, лучше выйти из кабинета, чтобы поговорить. Не рискуйте, иначе могут пойти ненужные разговоры, если коллеги что-то увидят.

Откликаться на вакансию, даже если не подходите по всем параметрам

Ждать вакансию, которой вы будете соответствовать на 100%, можно месяцами или годами. Но итоговое решение о найме принимают люди, которые оценивают не только профессиональные компетенции соискателя, но и его личностные качества. Нередко более сильные специалисты уступают место кандидатам с лучшими soft skills.

Кроме того, работодатели могут включить в вакансию как обязательные, так и желательные требования. Если вы не соответствуете одному-двум второстепенным критериям, но покажете свою компетентность по ключевым направлениям, это повысит шансы на трудоустройство.

Что делать. Если вы соответствуете 60–70% требований, откликайтесь. Ваши основные компетенции и навыки всё равно проверят на собеседовании, а на встрече будет шанс показать свою готовность учиться и повышать свой профессиональный уровень.

Напоминать HR о себе, если нет ответа

Вы прошли собеседование, вам обещали ответить, но HR пропал. Вы не понимаете, его молчание означает «нет» или причина в чём-то другом. На самом деле у молчания рекрутера могут быть разные причины:

  • Решение ещё не принято. Возможно, нанимающий менеджер в отпуске, служба безопасности проверяет данные или компания ждёт ответа от другого кандидата.
  • Вы — «запасной вариант». Компания выбрала другого кандидата, но держит вас в резерве на случай, если он не выйдет. Поэтому официального отказа нет.
  • HR занят или избегает неприятного разговора. Это непрофессионально, но такое случается.

Что делать. Если прошла неделя, а HR не выходит на связь, напишите: «Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то новости по моей кандидатуре?» Если и после этого тишина — это плохой сигнал о процессах внутри компании. Не зацикливайтесь на этой вакансии и продолжайте активный поиск.

© damircudic/iStock.com

Проходить собеседование в разной обстановке

Если рекрутер пригласил вас на онлайн-встречу, не обязательно проводить её в деловом костюме и общаться на фоне строгой рабочей обстановки. Появляться перед собеседником в растянутой футболке или онлайн у плиты на кухне, конечно же, не стоит. Но если вы одеты опрятно, находитесь в домашней обстановке или даже в кадре на пару секунд появился ребёнок или кот, это нестрашно. Нормально провести встречу из кафе или другого общественого места, но при условии, что там не шумно и у вас хорошая связь.

Что делать. Заранее проверьте, чтобы техника и интернет работали исправно. Позаботьтесь о том, чтобы фон в кадре был аккуратным и не отвлекал внимание. Если понимаете, что в кадре могут появиться домашние питомцы или дети, вежливо предупредите об этом собеседника в начале разговора.

Показывать свою заинтересованность

Во время общения с соискателем рекрутер может оценивать не только его знания и компетенции, но и то, насколько ему интересна компания. Это покажет,что он не просто ищет любую работу, а целенаправленно хочет развиваться именно в этой компании и уже мысленно стал частью её команды. Но не стоит перегибать: излишние энтузиазм и самоуверенность навредят.

«Не стоит набивать себе цену — это тоже чувствуется. Рынок сейчас богат на кандидатов, и работодателям часто проще отказаться от общения с теми, кто ведёт себя излишне самоуверенно, чем тратить на это время», — говорит Катерина Сизова.

Что делать. Чтобы показать свою заинтересованность в должности, подготовьтесь к встрече. Проанализируйте вакансию, чтобы чётко понимать, какие ключевые обязанности и требования предъявляются к кандидату. Изучите сайт и соцсети компании, выступления и публикации топ-менеджеров — эта информация поможет более полно ответить на вопросы и показать уважение и интерес к работодателю.

Эксперты сообщили, за какое время россиянам удаётся найти хорошую работу

Чего не стоит делать при поиске работы

Отправлять одно сопроводительное письмо на все вакансии

Сопроводительное, или мотивационное, письмо — это дополнение к резюме, которое кандидат направляет работодателю. Однотипное письмо, которое рассылается всем работодателям, говорит о лени и отсутствии уважения. Когда соискатель пишет: «Здравствуйте, я хочу у вас работать», но ничего не говорит о деятельности компании, HR-специалист понимает: скорее всего, кандидат даже не посмотрел, чем занимается компания, какие у неё ценности и приоритеты. Это может оттолкнуть работодателя, даже если в целом кандидат подходит на должность.

Что делать. Подготовьте шаблон сопроводительного письма и адаптируйте его под конкретную вакансию. Перед отправкой внимательно изучите вакансии и упомяните в письме конкретный проект, продукт или причину вашего интереса. Например, в

сопроводительном письме на должность дизайнера в IT-компанию напишите: «Меня впечатлил дизайн сайта, который вы сделали для компании Х, и мне бы хотелось внести вклад в развитие этого направления».

Отвечать на некорректные вопросы HR

Если на собеседовании HR-менеджер не только расспрашивает об опыте и компетенциях, но и задаёт бестактные вопросы, это повод насторожиться. Например, спрашивает: «Когда планируете рожать?», «Почему до сих пор не замужем / не женаты?» или «Как вы относитесь к религии?». Возможно, рекрутер таким образом пытается узнать вас лучше. Ну, или в компании допустимо нарушать не только личные границы, но и трудовые нормы. По закону (ст. 3 ТК РФ) работодатель не вправе отказать в работе из-за:

  • национальности, возраста, места жительства;
  • семейного положения;
  • религиозных и политических взглядов, сексуальной ориентации;
  • принадлежности к социальным группам;
  • других факторов, не связанных с деловыми качествами человека.

Если вам задают некорректные вопросы, это «красный флаг». Скорее всего, в этой компании обращают внимание на подобные факторы и при работе. За некоторые из этих вопросов компанию можно привлечь к суду за дискриминацию.

© KatarzynaBialasiewicz/iStock.com

Что делать. На собеседовании важно прислушиваться к своим ощущениям. Если вам некомфортно отвечать на странные и бестактные вопросы рекрутера, вы всегда можете отказаться отвечать или даже прекратить интервью. Такое общение с потенциальным сотрудником — серьёзный повод насторожиться. В то же время важно помнить, что рекрутер — только первый этап трудоустройства. Может быть, стоит тактично обозначить свои границы, дойти до этапа собеседования с будущим руководителем и на этой встрече обратить внимание на то, задают ли в компании бестактные вопросы.

Говорить, что уволился из-за конфликта с начальством

Вопрос о причинах увольнения — частый и не всегда удобный для соискателя, даже если он покинул компанию по объективным и мирным причинам. Если соискатель жалуется на бывшего работодателя и обвиняет его в ссоре, для HR это сигнал, что кандидат:

  • Снимает с себя ответственность, представляя себя правой стороной, а окружение — несправедливыми критиками. В его версии истории будут виноваты все, кроме него самого.
  • Проявляет высокомерие. Если он рассказывает о конфликте и не упоминает о попытках найти компромисс, это производит негативное впечатление.
  • Не видит позитива. Поток критики без упоминания полученного опыта или полезных навыков выставляет кандидата в невыгодном свете.

Что делать. Даже если причиной вашего ухода стал конфликт, не стоит негативно отзываться о бывших руководителях или коллегах. Резкая критика будет воспринята как признак конфликтного характера и неумения держать эмоции под контролем. Логика интервьюера проста: тот, кто критикует прошлых работодателей, с высокой вероятностью будет так же говорить и о новых.

Обманывать и «лить воду» на собеседовании

На собеседовании соискатель старается показать себя с лучшей стороны. Пытаясь произвести впечатление, он может как немного приукрасить информацию о себе, так и откровенно обманывать. Чаще всего это происходит при обсуждении компетенций, опыта работы и сложности задач, которые специалист выполнял на прежней работе. Но опытный рекрутер или HR-специалист без труда распознает нестыковки и ложь в рассказе кандидата — это, конечно же, испортит впечатление о претенденте на должность.

Другая крайность — отвечать рекрутеру размыто, без конкретных фактов. Даже если соискатель говорит правду, HR-менеджеру сложно оценить его навыки и понять, что за человек перед ним.

«Не рекомендую витиевато отвечать на вопросы. Особенно это касается бывших сотрудников телекома, страховых или финансовых сфер — они часто говорят красиво, но общими фразами, "ни о чём". Это сильно снижает интерес к кандидату», — отмечает Катерина Сизова.

Что делать. Говорите только правду и по делу. Объясните свою позицию, честно и подробно расскажите именно о релевантном опыте работы. Если опыта и компетенций для конкретной должности не хватает, подчеркните свои сильные стороны — например, как вы справлялись со сложными задачами или проявляли активность. Для многих работодателей готовность учиться и брать на себя ответственность может оказаться важнее, чем профессиональные навыки.

Соглашаться на оффер сразу

Получить предложение о работе — это всегда приятно и волнительно. Но нужно помнить, что условия в оффере могут отличаться от тех, что обсуждались на собеседовании. Прежде чем давать согласие, убедитесь, что вас всё устраивает. Для этого возьмите паузу в два-три дня, чтобы заново оценить предложение и почитать отзывы о компании.

© AnnaStills/iStock.com

Что делать. Проанализируйте все условия работы, прописанные в оффере: должностные обязанности, размер зарплаты, график и льготы. Если что-то непонятно, задайте вопросы рекрутеру. Иногда в оффере скрываются неочевидные детали, например вместо полной удалёнки прописан гибридный формат работы, или зарплата указана «до вычета налогов». Лучше прояснить все нюансы заранее и закрепить договорённости письменно, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Когда изучите все пункты, подтвердите, что принимаете предложение. Затем спросите о дальнейших действиях: какие документы нужны и требуется ли какая-то подготовка перед началом работы.

Главное

  1. Искать работу сложно и волнительно. Усложняет дело отсутствие понятных правил во многих вопросах. Из-за этого соискатель сомневается, как правильно ему поступить, что нужно делать, а что не стоит.
  2. Чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь внимание работодателя, готовьте сопроводительные письма для каждой вакансии, откликайтесь даже на те, которым не соответствуете полностью, и показывайте заинтересованность в работе в конкретной компании.
  3. Во время трудоустройства не стоит отвечать на бестактные вопросы рекрутера, рассказывать о конфликте с предыдущим руководителем и говорить неправду о своих навыках и опыте.

Как кандидаты дурят работодателей ради высоких зарплат и что такое взлом найма

Видео по теме от RUTUBE