Сегодня фриланс — не временная подработка, а полноценный формат занятости, который меняет рынок труда. По данным аналитической платформы DemandSage, в 2025 году 1,3 млн россиян вместо офиса выбрали свободный формат работы и строят карьеру на своих условиях. Какие профессии у фрилансеров, можно ли стабильно зарабатывать, где искать заказчиков, «Рамблер» узнал у тех, кто давно зарабатывает онлайн.

Где фрилансеру искать заказы и сколько вам заплатят
© Freepik

С появлением самозанятости и «облегчённых» режимов налогообложения, как НПД и патент, фрилансером — свободным работником, который сам предлагает свои услуги, — может работать представитель почти любой профессии. Есть фрилансеры-юристы, бухгалтеры, экономисты, инженеры, HR-специалисты, врачи. Они либо полностью уходят в частную практику, либо ведут личное консультирование параллельно с основной работой. Много фрилансеров традиционно в мягких нишах — маркетинг, дизайн, фотография, психология, эзотерика, хендмейд.

Где искать заказы

Все фрилансеры делятся на два больших лагеря. У каждого из них свой путь и своя логика поиска заказов.

  1. Выполняют краткосрочные задачи, работают проектно или продают инфопродукты, поэтому постоянно ищут новых клиентов.
  2. Закрепились в крупных проектах, их работа отличается от офисной только организацией труда и способом оплаты.

Поговорив с экспертами, мы собрали список идей, где искать заказы. Они подходят как для новичков, так и для опытных фрилансеров.

  • Биржи фриланса, такие как Kwork, FL.ru, 99designs, Fiverr, Freelance.ru, Workzilla, Behance, англоязычные — Upwork, Dribbble.
  • Повесить анкеты и портфолио на сайтах для поиска работы — HH, «Работа.ру», SuperJob.
  • Вести экспертные блоги в соцсетях«ВКонтакте», канал в Telegram, «Дзен», «Одноклассники», TenChat, Linkedin. Регулярно выкладывать посты, сторис и короткие вертикальные ролики о вашей работе — полезные посты, публиковать кейсы, отзывы и другие результаты вашей работы.
  • Ходить на нетворкинги и мероприятия — конференции, мастермайнды, офлайн-обучения. Активно знакомиться, оставлять контакты, брать контакты и не стесняться писать первым.
  • Публичные выступления. Станьте спикером в проектах поддержки бизнеса — «Мой бизнес», «Опора России», бесплатное женское сообщество «Код публичности» (есть отделения во многих городах).
  • Рекомендации (сарафанное радио) — бывшие клиенты, коллеги, знакомые. Сделать личные рассылки, предложить свои услуги, попросить сделать репост вашего резюме или отправить знакомому, который ищет исполнителя.
  • Нетипичные источники — размещайте объявления в домовых чатах, чатах ЖК, обучений и сообществ, где это не запрещено правилами.
  • В мессенджерах добавьте к имени вашу профессию, а в описание профиля — какие услуги вы оказываете. Среди родителей в школьных, садовских, чатах детских секций тоже есть ваши заказчики.
  • Выкладывайте сторис в WhatsApp и Telegram. Они хорошо работают на продажу услуг.
  • Площадки для услуг «Авито», «Профи.ру», для психологов — В17.
  • Бартер и коллаборации с другими (лучше смежными) специалистами — делайте взаимопиар, рассказывайте на своих площадках друг о друге.
  • Участвуйте в образовательных проектах как эксперт или наставник. Разошлите такое предложение в онлайн-школы.
  • Поддерживайте личные контакты — легко познакомиться с заказчиками на курсах и стажировках, активно участвуйте в чатах обучений, зовите в свои соцсети и мессенджеры.
  • Съёмка или услуги для маркетплейсов (актуально для фотографов, дизайнеров, копирайтеров, AI-специалистов).
  • Если хотите поменять профессию, пройдите бесплатное обучение в Центре занятости. Многие российские вузы предлагают бесплатную переподготовку для взрослых.

Фриланс в разных сферах: от продаж до портного — личные истории

Базы фриланса: выгодно или нет

Кристина Радцева, дизайнер, преподаватель английского языка из Санкт-Петербурга, фрилансер с 2011 года, отмечает, что часто заказы приходят по сарафанному радио, но не стоит полагаться только на них — важно иметь личное портфолио на базах фриланса.

«У меня дизайнерские портфолио на базах фриланса Kwork, fl.ru, 99design, fiver, dribbble, behance. Чтобы там получить заказы, нужно постоянно пополнять портфолио, писать первой с предложениями сотрудничества. На бирже на FL.ru, чтобы отправлять отклики на предложения, нужно оплатить членский взнос. Другие биржи условно бесплатные, но они берут от 20 до 50% с каждого выполненного и оплаченного заказа. Когда затишье на одной бирже и нет предложений, я переключаюсь на другую».

Кристина Радцева
Кристина Радцевадизайнер, преподаватель английского языка

Дорогие заказы можно поймать везде, как и приятных заказчиков, отмечает Кристина Радцева. Со временем приходит навык отсекать неадекватных заказчиков ещё на стадии переписки. Если освоил базу, можно смело предлагать свои услуги, раскачивать портфель и брать даже те заказы, которые кажутся сложными.

«Суперважно прокачивать навыки деловой переписки и морально готовиться к тому, что её будет много даже на самых маленьких заказах: переговоры о цене, формате, сроках и прочем будут занимать очень много времени», — делится эксперт.

Доход зависит от сезонности и того, сколько проектов фрилансер может взять. Кристина Радцева ориентируется на количество часов и своё самочувствие. Дизайн-проект может стоить от 1200 до 80 000 рублей. Работа со студентами — от 1600 рублей за урок говорения (45 минут) до 3600+ за подготовку к международным экзаменам.

Сарафанное радио — всё ещё сила

Почти у всех участников в итоге срабатывают личные связи, рекомендации и знакомые знакомых. Но чтобы сарафанка заработала, нужно сначала показать себя — через хорошую репутацию, портфолио, контент в соцсетях, офлайн-мероприятия или курсы, где можно завести нужные знакомства.

© Freepik

Юлия Ильина — эксперт по системным продажам с 18-летним управленческим опытом. По образованию — журналист, бизнес-тренер в сфере продаж. Она считает, что у неё специфическая сфера деятельности — продажи, работа с предпринимателями и компаниями, — поэтому клиентов она находит через публичные выступления. Это мастермайнды, конференции, нетворкинги, она бесплатно выступает в проекте поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес», ведёт мастер-классы.

«В публичных выступлениях я заявляю о себе, рассказываю про продажи, люди меня слушают, проникаются экспертностью и потом спрашивают: "Как с вами можно лично работать?". Много досок объявлений есть, где можно выкладывать информацию о себе: "Авито", "Профи.ру", "Фриланс.ру", но я ими не пользуюсь. Специфика другая, мне нужны личные касания с человеком. Вообще, нужно сесть и подумать: где мои клиенты? Составить список мест — в интернете, в офлайне, где эти люди бывают, — и тоже начинать в этих местах проявляться. Чаще бывать, показывать свою экспертность, знакомиться с людьми из этого окружения».

Юлия Ильина
Юлия Ильинаэксперт по системным продажам

Вера Осипова, астролог и нумеролог, 15 лет работает на фрилансе. Занималась разными направлениями: изучала матрицу судьбы, варила мыло, делала косметику ручной работы и свечи, сейчас зарабатывает астрологией. Все клиенты Веры всегда — из соцсетей, через знакомства и по сарафанному радио.

«Стабильно зарабатывать не получается, это моя боль: то очень густо, то очень пусто. Клиенты в основном из запрещённой соцсети и Telegram. Чтобы выбрать деятельность на фрилансе, нужна насмотренность. Я всегда смотрела, чем зарабатывают другие люди. Если мне откликалось — пробовала делать то же самое сначала в простом варианте, потом покупала обучение, материалы и развивалась в этом направлении. Стратегия — везде рассказывать о том, в чём я эксперт, и вести соцсети».

Вера Осипова
Вера Осиповаастролог, нумеролог

Пропал с радаров — потерял поток клиентов

Многие работающие на себя говорят о важном нюансе, который не играет большой роли у наёмных сотрудников. Доходы зависят не только от твоего профессионализма, но и от того, насколько ты умеешь себя продвигать. Умеешь ли создавать поток клиентов и адаптировать под это услуги? Есть ли у тебя продуктовая линейка, когда один клиент может возвращаться постоянно, чтобы купить разные услуги: от недорогой методички для самостоятельного изучения до консультации или более дорогой личной работы?

Фриланс в России не защищён социальными гарантиями, нет оплачиваемых больничных, отпусков и декретов. Заработок напрямую зависит от уровня энергии, здоровья, количества часов, которые можешь уделить работе, поэтому появился фрилансерский тренд — следить за здоровьем, заниматься спортом, экспериментировать с правильным питанием.

Самозанятые смогут брать больничный: одобрен эксперимент по добровольному страхованию

Фотограф Дарья Ильина работает как самозанятая три года. Она отмечает, что в таком режиме невозможно спрогнозировать доход, часто он зависит от физических возможностей и эмоционального состояния. Иногда нет ресурса продавать себя, рассказывать о себе, приглашать людей на съёмки. Фотография — такая ниша, где трудно работать в одном проекте вдолгую, обычно нужно постоянно искать людей на съёмки. Иногда удаётся за неделю заработать 30 тысяч рублей, а иногда за три недели — ноль.

Дарья использует все доступные ей ресурсы для поиска заказчиков. Это соцсети — запрещённая соцсеть, Telegram, «ВКонтакте». Размещает объявления на «Авито».

«Самый эффективный инструмент для поиска клиентов — это офлайн-встречи и нетворкинг. Тут важно не только ходить и знакомиться, а уметь грамотно презентовать себя и слушать, что другие люди рассказывают о себе, и после нетворкинга не стесняться им писать, звонить и предлагать свои услуги».

Дарья Ильина
Дарья Ильинафотограф

Дарья рассказывает, что в сфере фотографии сейчас хорошо идёт съёмка для маркетплейсов. Она считает это перспективным направлением, где технически съёмки несложные, но оплачиваются достойно, и с них можно получить стабильный трафик клиентов. Но чтобы так было, чтобы клиенты приходили за видением и стилем конкретного специалиста, надо постоянно учиться: индустрия не стоит на месте, тренды всё время меняются.

Наталья Головей занимается пошивом одежды давно, активно начала шить на заказ и работать на себя только с 2024 года. Она признаётся, что ей было страшно начать продавать свои изделия и заявить о себе как о самостоятельном портном. Сделать шитьё основной работой она смогла только после того, как стала рассказывать об этом в соцсетях.

«Стабильно зарабатывать у меня получается, но всегда нужно быть в фокусе. Не уходить с радаров, напоминать о себе, показывать контент. Я постоянно делаю съёмки: показываю, как шью, какие изделия получаются, выкладываю отзывы довольных клиентов, напоминаю, что можно заказать такое же. Иногда езжу на творческие съёмки в поля в отшитой одежде — это тоже привлекает внимание».

Клиенты находят Наталью через соцсети или «Авито», кто-то — через знакомых по сарафанному радио. Как-то мастер выставляла свой товар на «Ярмарке мастеров» вместе с товаром подруги, после этого пришли подписчики в канал и что-то заказывали.

© milan2099/iStock.com

Фриланс как подработка

Часть участников нашего опроса живут только за счёт фриланса, а другие совмещают его с основной работой, учёбой или декретом. Есть и те, кто подрабатывает для себя, пока основные расходы семьи покрывает партнёр.

Можно ли совмещать самозанятость с другой работой: вопрос эксперту

Кристина Пахмутова, психолог и мама в декрете, совмещает найм с фрилансом с 2018 года. Образование психолога получила в 2023 году и стала консультировать онлайн, совмещая работу с офисом.

«Стабильно зарабатывать фрилансом можно. Я не брала много клиентов — один-два по выходным — и зарабатывала дополнительно к зарплате порядка 20 тысяч. Психологи ищут клиентов на базах фриланса, например "Профи.ру", В17, "Авито". Я продавала свои услуги в основном в соцсетях — "ВКонтакте", Telegram, в запрещённой сети и в мессенджерах. Коллеги хвалят "Одноклассники" как площадку привлечения клиентов дляпсихологов».

Кристина также искала заказы через городские паблики. Выкладывала объявления в чат своего ЖК, там есть разные рубрики — например, продают вещи, есть рубрика с вакансиями и анонсами. Много людей приходило именно из чата ЖК. По мнению психолога, это рабочая история — искать такие чаты по районам, выкладывать объявления, предлагать свои услуги.

«Не всегда можно зарабатывать именно деньгами. Бартер — тоже хорошая история, — советует Кристина Пахмутова. — Мы зарабатываем, чтобы закрыть свои потребности, можно сразу напрямую найти вещи, которые тебе актуальны, и получить их бартером. Ещё можно заходить экспертами в образовательные проекты: вы ведёте лекции или консультации для их аудитории, вам за это платят и обеспечивают дополнительным пиаром, кто-то может записать контакты и обратиться потом лично. Как зайти? Через знакомых или рассылать коммерческие предложения».

Как совмещать работу в найме и свой бизнес: практические советы

Сначала ты ищешь работу, потом работа находит тебя

Фриланс до сих пор окружён мифами. Например, такими:

  • это работа для студентов;
  • творческие подработки или несерьёзный эпизодический заработок;
  • нормально заработать на фрилансе невозможно;
  • серьёзную работу фрилансом не назовут.

Может, когда-то так и было, но сейчас работа на себя полностью заменяет найм, позволяет зарабатывать в несколько раз больше, чем в офисе, а при грамотном подходе перерастает в бизнес. Грамотный подход — это когда человек понимает свои финансовые цели, под них подписывает товарную линейку, организует маркетинг, обучается продажам, лишнее — делегирует. Такой схеме тоже подходит стратегия «найти первого клиента хоть где-нибудь», но создавать такую репутацию, чтобы контакт передавали из рук в руки, как хорошего и дорогого эксперта.

Татьяна Пушкарева, графический дизайнер, по образованию химик, работает на фрилансе четыре года. Заказы к ней приходят в основном по сарафанному радио. Клиентов ищет офлайн — ходит на мероприятия, обучения, знакомится с предпринимателями и оставляет контакты. С соцсетями не очень дружит.

«На фриланс-биржах у меня не было заказов, но были из мессенджеров и чатов. Везде я подписана: "Татьяна Пушкарева,графический дизайнер" и краткое bio — чем полезна, что делаю на заказ. В общих чатах — садичных, школьных, детских секций, нетворкингов — люди видят, запоминают, пишут, когда нужен дизайн. С "Авито" был один заказ, аудитория мне там мне не понравилась».

Татьяна Пушкарева
Татьяна Пушкареваграфический дизайнер

Сейчас у Татьяны есть долгосрочный контракт с клиентом, которого она нашла, когда училась на онлайн-курсе, — сотрудничают уже больше года. А через этого клиента приходят и новые заказы. Эксперт признаётся, что любит заказчиков из Центральной России: платят больше.

«Сарафанное радио работает всё лучше: сначала делаешь что-то одно, а потом начинают звать дальше», — говорит дизайнер.

«Думаю, у тех, кто давно на фрилансе, не стоит вопрос о том, получается ли стабильно зарабатывать. Скорее он такой: "Достаточно ли зарабатываю относительно своих потребностей?" Мой доход колеблется от 200 до 700 тысяч рублей в месяц, иногда бывают "голодные" месяцы, когда выходит около 150 тысяч. Это зависит не от количества заказов, а от динамики продаж и запусков, ведь в инфобизнесе доход часто привязан именно к ним. В среднем за год выходит около 350–400 тысяч в месяц».

Александра Жоглик
Александра Жогликмаркетолог, продюсер онлайн-школ

Александра давно не ищет новых клиентов, работает с постоянными проектами. Это типичная история для тех, кто давно на фрилансе — со временем не ты ищешь работу, а работа находит тебя. Плюс продаёт свои образовательные продукты — через блог и соцсети. Клиенты приходят по рекомендациям.

«"Сарафан" — один из главных источников заработка, — делится Александра. — Он начинает работать довольно рано, если ты делаешь свою работу хорошо. Вообще, очень многое можно простить человеку, который адекватен в общении и не срывает сроки. Потом твой контакт просто передают из рук в руки».

На старте всё было иначе, рассказывает эксперт. Первых клиентов она находила на биржах вроде Freelance.ru. Первого клиента на комплексный маркетинг нашла на «Авито»: просто разместила объявления и отработала с ним пять лет. Биржи — хороший вариант, чтобы взять первые заказы, запустить «сарафан» и собрать собственную базу клиентов. Не стоит останавливаться в расширении базы: если заказы дешёвые и их много, можно быстро прийти к выгоранию.

Опытным исполнителям проще: с годами они учатся квалифицировать клиентов — понимать, готовы ли они к работе, насколько осознают свои задачи и вовлечены в процессы. Есть не только начинающие исполнители, но и начинающие клиенты. С ними часто тяжело: они не знают, чего хотят, не готовы инвестировать в маркетинг, процессы у них не выстроены. Поэтому фрилансер с ними либо работает в формате обучения, либо не стоит и начинать — гораздо комфортнее сотрудничать с предпринимателями, у которых есть понимание задач, ожиданий и ценности работы привлечённого специалиста.

Фрилансер — это предприниматель

«У меня, по сути, франшизный бизнес с мощной системой обучения, с поддержкой в лице вышестоящих руководителей, которые обучают и направляют. У меня уже есть небольшой отдел продаж. Начиналось всё с пути эксперта, который ножками ходит и ищет себе клиентов, но сразу с прицелом на масштабирование, так как есть технология построения бизнес-системы».

Арина Ахмади
Арина Ахмадифинансовый консультант

Клиентов Арина ищет только офлайн. Онлайн-воронки, маркетинг, биржи — по её словам, всё это не работает ни у неё, ни у коллег. Работает только система личных рекомендаций, но не в духе «повезёт — не повезёт», а выстроенная и контролируемая. Арина сама просит рекомендации, выстраивает контакты через офлайн-мероприятия, клубы, знакомства, через общих знакомых. У неё есть собственные семинары и презентации, иногда онлайн, но чаще офлайн. Через такие контакты приходят самые качественные клиенты и долгосрочные контракты. Кто-то зарабатывает немного, кто-то управляет активами на десятки миллионов.

«Фрилансер — это предприниматель, — считает Арина Ахмади. — Сидеть и ждать, пока кто-то порекомендует, — ошибка. Нужно писать, звонить, знакомиться, заявлять о себе. Самое страшное — сделать первый шаг, особенно в начале. Но хуже всего — ничего не делать. Да, отказы бывают, и они больно бьют по самооценке, особенно если к ним не готов. Но если не двигаться, ничего не произойдёт. Хочешь зарабатывать как фрилансер или предприниматель — будь проактивным. Иначе дорога одна — обратно в найм».

Советы начинающим фрилансерам

  • С самого начала заведите рабочий блог и не бросайте его. Пусть он живёт, даже если вы публикуете немного, главное, чтобы он был активным. Лучшие клиенты — те, кто пришёл лично к вам, а не искал кого угодно.
  • Участвуйте в нетворкингах и живых мероприятиях. Тренируйтесь ёмко рассказывать о себе, приготовьте визитки, давайте ссылки на соцсети, берите контакты и пишите первым.
  • Важно уметь адекватно коммуницировать и не срывать сроки. Это ценится больше, чем безупречное портфолио.
  • Фрилансеру полезно понимать основы маркетинга и продаж, ведь нужно уметь продвигать себя. По сути, фрилансер — это не только специалист, но ещё и маркетолог и продажник в одном лице.
  • Учитесь делегировать: многие фрилансеры сгорают, пытаясь делать всё сами.
  • Хорошо, если на старте получится попасть в крупные проекты или известные онлайн-школы. Даже если там платят немного, это даст опыт, связи и имя, которые потом работают на вас.
  • Выстройте услуги в продуктовую линейку — от недорогих мини-продуктов без вашего участия до крупных предложений. Так у вас всегда можно будет что-то купить, даже если вы заняты.

Главное

  1. Фриланс перестал быть временным решением. Это не «работа между проектами», а устойчивая модель занятости, где человек сам выстраивает карьеру, доход и репутацию. Успех приходит к тем, кто сочетает профессиональные навыки с умением продавать себя, выстраивать связи и адаптироваться к изменениям рынка.
  2. Переобучение стало доступнее. Сменить профессию во взрослом возрасте сегодня реально: можно пройти бесплатные программы от центров занятости или вузов, а также курсы коммерческих онлайн-школ.
  3. Фриланс открывает путь к более высоким доходам, но требует больше усилий. Самозанятые и фрилансеры совмещают роли исполнителя, маркетолога и предпринимателя. Чтобы оставаться востребованным, нужно постоянно учиться, развивать навыки продаж и следить за трендами своей ниши.
  4. Главное — приносить клиенту результат. Самые успешные специалисты — те, чья работа помогает заказчикам зарабатывать или расти. Это может быть рост продаж, привлечение клиентов или личные изменения.
  5. Клиентов можно найти где угодно, но личный бренд решает. Лучше всего работают соцсети, блоги, личные рекомендации и участие в профессиональных сообществах. Фрилансеру важно быть на виду в своей целевой среде — на мероприятиях, конференциях и даже неформальных встречах.
  6. Фриланс требует предпринимательского мышления. Порог входа низкий, но конкуренция высокая. Тех, кто стабильно зарабатывает, отличает одно — они строят личный бренд, создают собственные продукты и мыслят как бизнесмены.

Блогеры и самозанятость: как зарабатывать в соцсетях без проблем с законом в 2025 году

Видео по теме от RUTUBE