Невролог рассказала о своей работе: «Доктор Хаус» отдыхает
Неврологи — одни из самых востребованных врачей у россиян, показывают результаты опросов. К ним идут с жалобами на головные и спинные боли, а также для комплексного изучения симптомов тревоги, недосыпов и других проблем. Найти хорошего специалиста не так просто: порой для этого нужно посетить нескольких докторов и выбрать лучшего. О том, какие бывают неврологи, что такое «маска инсульта» и чем работа таких специалистов похожа на сериал «Доктор Хаус», «Рамблеру» рассказала невролог Ксения Криворучко.
Путь в профессию
Интерес к медицине появился у Ксении ещё в школе, после просмотра сериала «Секретные материалы». В нём главные герои не раз прибегают к медицинским манипуляциям для расследования странных случаев на грани науки и сверхъестественного. В девятом классе Ксения начала интересоваться биологией и прочла биографию основоположника советской нейрохирургии Николая Бурденко. После этого решила стать врачом, а не хореографом, хотя и занималась танцами с самого детства.
Отучившись шесть лет в медуниверситете, девушка пошла в интернатуру, выбрав специализацию невролога. Здесь к теоретическим знаниям прибавилась практика работы с пациентами на вахтах, а в ординатуре её пациентами стали люди с инсультами, которых привозили на скорых в реанимацию её больницы.
«Здесь уже было сложно. На вахте ты просто невролог, который проводит медосмотры и выписывает направления на дальнейшие обследования. А в реанимацию попадают люди в тяжёлом состоянии после инсультов. Приходится быстро принимать решения и совмещать их с различными вмешательствами — интубировать или делать пункцию спинного мозга», — вспоминает собеседница.
Современная медицина быстро развивается, поэтому сегодня пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения неврологи уже не так нужны. Подобные заболевания успешно лечат тромболитиками — препаратами для разжижения тромбов — или с помощью нейрохирургии, когда гематомы из головного мозга удаляют хирургическим путём.
Одна из самых сложных задач в работе неврологов — поставить правильный диагноз, говорит медик. Правда, некоторые из них можно распознать уже в беседе с пациентом — например, если речь о мигрени или хронических болях в спине. Главное — задавать правильные вопросы. Сложнее определить диагноз у пациентов с головокружениями — там речь может идти как о проблемах с вестибулярным аппаратом или внутренним ухом, так и о поражении центральной нервной системы.
Непросто бывает найти причину полинейропатии, когда у пациента снижена чувствительность конечностей, притуплены рефлексы, есть онемение и мышечная слабость. Видов полинейропатий очень много, поясняет Ксения Криворучко. Причина может быть в защемлении нервов или образовании грыж межпозвоночных дисков, а в некоторых случаях такие симптомы даёт диабет или аутоиммунные заболевания.
Сегодня в реанимациях основное лечение пациентам назначают реаниматологи. Поэтому Ксения выбрала путь дальнейшей специализации — сегодня она занимается эпилептологией.
«В моей практике были пациенты, у которых случился инсульт, а на его фоне — ещё и эпилептические приступы. В вузе эту тему мы изучали вскользь, поэтому специальных знаний в этой области у нас не было. Мне стало интересно это направление, и я пошла учиться функциональной диагностике — мониторингу мозговой работы пациентов с помощью специальных приборов. Это золотой стандарт мировой нейрореанимации», — отмечает собеседница.
Психолог о работе, выгорании и одиночестве: истории клиентов круче сериалов
Нюансы профессии
Ксения работает в инсультном центре, куда привозят пациентов с нарушением мозгового кровообращения. Самое важное в таких случаях — доставить больного максимально быстро. Здесь каждая минута на счету — чем больше времени проходит, тем больше осложнений получает пациент. Поэтому есть такое понятие, как «золотые часы» — так называют первые три-четыре часа после начала симптомов инсульта, в течение которых лечение наиболее эффективно.
Например, поступил пациент с ишемическим инсультом, когда из-за тромба нарушается мозговое кровообращение. В первые несколько часов ему нужно оказать своевременную помощь, чтобы исключить риск гибели мозговых клеток с последующей инвалидностью. В первые часы достаточно ввести тромболитик для растворения сгустка крови в мозгу. Если тромб расположен в крупном сосуде, его удаляет эндоваскулярный хирург. В других случаях может понадобиться помощь нейрохирурга, который может удалить внутричерепную гематому.
«Пациент в реанимации нестабилен: сейчас у него одно состояние, а через десять минут другое. Невролог должен уметь быстро принимать решения и при этом опираться не только на теоретические знания, но и на свою практику, то есть иметь насмотренность, которая позволяет выходить за рамки привычных медицинских решений. Важно отслеживать состояние пациентов с инсультом — это помогает вовремя заметить проявление осложнений и среагировать на них, чтобы не дать им развиться», — говорит врач.
Бывает, что под нарушения мозгового кровообращения маскируются другие заболевания, поэтому такое состояние называют «маской инсульта». Это могут быть проблемы, не связанные с повреждением мозга, например инфаркт миокарда либо острая патология печени или почек. Порой под «неврологической маской» скрываются травмы нервов (это выглядит как парализация, но не связано с мозгом) или функциональные расстройства — нет признаков поражения мозга, но есть нарушения речи и слабость в конечностях.
«Проблема этих "масок" в том, что можно поставить неправильный диагноз. Если ошибочно предположить инсульт, это лишь закрепит и усугубит симптомы, и восстановить утраченную функцию будет очень сложно», — говорит Ксения.
Несмотря на то что неврологи — очень востребованные специалисты, занимающиеся самым разным спектром заболеваний, в большинстве случаев к ним на приём попадают пациенты, которым невролог не нужен, а нужна грамотная консультация терапевта. Но такой механизм есть далеко не во всех больницах. Те же боли в спине или головные боли зачастую не относятся к неврологическим проблемам. Сначала нужно пробовать обезболивающие и лечебную гимнастику. Если они не помогли, то идти к неврологу. Но, как правило, с любой болью терапевты направляют пациентов к неврологам, отмечает собеседница.
Есть в неврологии неизлечимые заболевания — болезнь Паркинсона и Альцгеймера, рассеянный склероз, спинально-мышечная атрофия (СМА). Ксения Криворучко занимается и такими пациентами. Однако даже при этих диагнозах есть лечение, которое помогает дольше сохранять качество жизни.
Порой в практике неврологов встречаются случаи, напоминающие истории из сериала «Доктор Хаус». Например, врачи долго не могут поставить правильный диагноз пациенту — для этого приходится провести чуть ли не детективное расследование, чтобы добраться до сути проблемы. И порой драгоценное время может быть упущено.
«Однажды коллеги пригласили меня в качестве консультанта для одного из пациентов. Это был мужчина лет 50, который поступил без сознания. Получить первичный анамнез доктора не смогли, в том числе узнать о перенесённых пациентом заболеваниях. Месяц мужчина пролежал в реанимации, а потом ему решили сделать повторное МРТ мозга. На снимках коллеги ничего подозрительного не увидели, а я заметила небольшое образование, или соустье — аномальное сообщение между сосудами, которое привело к неправильному распределению крови между венозной и артериальной системой мозга, что осложнилось отёком, судорогами и потерей сознания. Позже выяснилось, что ранее пациент перенёс гнойный отит и гайморит, и болезнь дала такие осложнения на мозг», — рассказывает невролог.
Лечат детей и успокаивают родителей: педиатр рассказала о своей работе
Что нравится и не нравится в работе
Плюсы в работе невролога:
- быть на своём месте;
- видеть, как больной выздоравливает;
- решать сложные клинические кейсы;
- осознавать свою социальную роль;
- постоянно развиваться.
«Отдельный вид удовольствия — взаимопонимание между коллегами. Единомышленников найти в нашей среде не так просто, многие со временем становятся инертными либо изначально не особо жаждут интенсивно работать. Когда ты находишь "братьев по разуму", ты как будто пьёшь самое редкое и вкусное вино с долгим приятным послевкусием», — говорит медик.
Работа врача — одна из самых сложных, но и одна из самых малооплачиваемых, особенно в регионах. Однако на этот вопрос Ксения Криворучко смотрит философски.
«Всё зависит от того, как к этому относиться с самого начала. Я знала, что врачи в нашей стране зарабатывают немного, поэтому не строила никаких иллюзий. Я пошла работать в медицину, потому что мне это нравится. Со временем накопится стаж, категория, и за это будут доплачивать. Но можно не ждать, а дообучиться и расширить спектр заболеваний, которыми хочешь заниматься. Одно дело — быть врачом в поликлинике и работать там 20 лет, а другое — регулярно обновлять знания, осваивать новые методики и перейти в более узкую специализацию. Можно работать не только в бюджетных, но и в частных организациях здравоохранения», — поясняет собеседница.
Ещё один недостаток в работе врача — так называемый пациентский экстремизм. Им занимаются жалобщики, которые манипулируют своим потребительским правом и пытаются получить от клиники выгоду с помощью угроз. Например, человек требует направить его на обследование, которое ему в данном случае не нужно. Бывает, что пациент применяет физическую силу. В СМИ периодически появляются сообщения о том, как больной напал на сотрудников скорой или избил своего лечащего врача.
ИИ в медицине
В последнее время на фоне развития искусственного интеллекта всё чаще идут разговоры о том, смогут ли нейросети заменить тех или иных специалистов, в том числе врачей. Уже проводятся эксперименты, когда ИИ делает заключение по результатам МРТ или составляет план лечения на основе поставленного диагноза. Однако Ксения Криворучко считает, что врачей искусственный интеллект заменить не сможет, хотя он и базируется на медицинских знаниях.
«Мы не назначаем лечение на основе какого-то одного анализа или МРТ. Мы смотрим на здоровье пациента в комплексе. Врач должен обладать критическим мышлением, применять разные инструменты и исследования, чтобы составить полную картину. Только так можно поставить точный диагноз. Это не одна какая-то деталь, а целый пазл. Да, рентгенолог после МРТ пишет некое заключение, это может делать и ИИ, но как это интерпретировать, решает лечащий врач, который лично знаком с пациентом и знает о его проблемах из практики. Поэтому заменить нас ИИ вряд ли сможет, а вот стать помощником — вполне», — считает собеседница.
Главное
- Невролог — врач, специализирующийся на диагностике, лечении и профилактике заболеваний центральной и периферической нервной системы, включая головной и спинной мозг, нервы и мышцы.
- К неврологам обращаются с разными симптомами: например, головными и спинными болями, головокружениями, нарушениями памяти, эпилепсией, а также с неизлечимыми заболеваниями, например рассеянным склерозом.
- На приёме невролог проверяет рефлексы, чувствительность и мышечную силу; оценивает состояние вестибулярного аппарата и вегетативной нервной системы; проводит несложные тесты для выявления нарушений.
- Одним из самых частых диагнозов, с которым работают неврологи, является инсульт. Это острое нарушение мозгового кровообращения, которое может привести к инвалидности или смерти.
- «Золотые часы» — это период времени с момента развития инсульта, когда изменения, произошедшие в головном мозге, ещё обратимы.
- «Маска инсульта» — состояния, имитирующие инсульт мозга. Под ними, например, могут скрываться мигрень, ослабление слуха, проблемы со зрением и речью.
Переворачивать пингвинов и есть кошачий корм: гид по самым редким профессиям в России и мире