Существует ли переработка отходов в России
Ежегодно 15 ноября отмечается Всемирный день вторичной переработки. Как обстоят дела с переработкой в России, сколько предприятий этим занимается и почему одни отходы легко превратить в новые вещи, а другие — сложно или даже пока невозможно? Об этом и многом другом читайте в колонке Ирины Жасминовой, эксперта экологического движения «РазДельный Сбор» в Москве.
Переработка отходов в России — сегодня и в будущем
Отходы, которые можно передать на переработку, делятся на два типа:
- отходы потребления, которые образуются в процессе использования товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- отходы производства, которые остаются на производственных предприятиях после изготовления продукции, выполнения производственных работ.
Работать с отходами производства проще всего: они чистые и накапливаются на предприятиях в больших объёмах. Переработчики охотнее забирают такие отходы: они «понятные», без сюрпризов, которые могут испортить оборудование на заводе, регулярно доставляются крупными партиями. Чем чище и однороднее вторсырьё, тем более качественный продукт получается в результате переработки.
С бытовыми отходами сложнее. Для сбора и сортировки по видам требуется специальная инфраструктура. На это тратится больше времени и денег.
С 2019 года по 2024 год в России действовал федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Его три главных показателя:
- доля ТКО, направленных на захоронение, в том числе прошедших обработку (сортировку),
- доля ТКО, направленных на обработку (сортировку);
- доля ТКО, направленных на утилизацию.
Кроме того, в 2019 году в России по указу президента появилась публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор» (РЭО). Именно РЭО предоставляет годовые отчёты по этим показателям, по которым можно проследить динамику.
В понятие «утилизация» входит:
- вторичная переработка;
- производство RDF-топлива — его делают из неперерабатываемых отходов, например смеси загрязнённых пластиковых плёнок после сортировки, и используют для выработки энергии, в основном на цементных заводах, вместо традиционного топлива;
- сжигание с получением энергии;
- производство искусственных грунтов (техногрунт) из органической части ТКО при соблюдении определённых условий (в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ 1 сентября 2025 года появилась статья 17.2 ).
Зачастую в СМИ понятия «утилизация» и «переработка» взаимозаменяют. Например, в 2024 году сообщали, что в 2023 году доля перерабатываемых отходов составила 13%, однако такую же цифру мы видим и в отчёте за 2023 год в графе «Доля ТКО, отправленных на утилизацию».
Точных данных по объёмам переработки мы не имеем, но в экологическом сообществе принято считать, что на переработку отправляется менее 10% ТКО. По подсчётам аналитиков FinExpertiza на основе данных Росприроднадзора, в 2024 году на одного россиянина пришлось 325 кг мусора — это на 1%, или на 3 кг, больше, чем в 2023 году. Общий объём отходов вырос за год на 396 тыс. т и составил 47,5 млн т. То есть получается, что в России пока перерабатывается около 5 млн т отходов.
С 1 января 2025 года в России в рамках реализации национальной цели «Экологическое благополучие» стартовал одноимённый проект, состоящий из шести федеральных проектов. Один из них — «Экономика замкнутого цикла». Его цели к 2030 году:
- снизить долю ТКО, направленных на захоронение, до 50%;
- увеличить долю ТКО, направленных на обработку (сортировку), до 100%;
- вовлечь в оборот не менее 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.
Обращу внимание, что третий показатель касается уже не только отходов ТКО, но и производственных отходов. Но, сколько из этих 25% составят бытовые отходы, непонятно. Кроме того, вероятнее всего в этот показатель включат и производство RDF-топлива и техногрунта. Так что мы снова говорим о доли утилизации, а не конкретно о вторичной, так называемой материальной, переработке.
Сейчас наблюдается явный дисбаланс в темпах роста мощностей по обработке, сортировке и утилизации отходов. Последние сильно отстают. Но в целом мы всё равно видим рост цифр по утилизации, и это говорит о положительной тенденции. Я пять лет активно занимаюсь экопросвещением и вижу, что актуальность вопроса о переработке не меняется, и вряд ли это произойдёт в среднесрочной перспективе.
Что в России можно сдать на переработку
Говоря о переработке, отходы можно разделить на основные, редкие и опасные. Или популярные, непопулярные и другие. Я предпочитаю второй вариант.
К популярным относится всё то, что можно отправить на переработку через городскую инфраструктуру раздельного сбора отходов (РСО) и сортировочные мощности регионального оператора или общественные акции по РСО. Речь идёт о бумаге, картоне, стекле, металле (жестяных и алюминиевых банках), пластиковых бутылках от напитков, канистрах и флаконах от бытовой химии, вёдрах, тазах, пластиковых ящиках для фруктов.
Так, например, по словам генерального директора РЭО Ирины Тарасовой, сегодня переработка макулатуры — одно из самых развитых направлений в сфере обращения с отходами.
Непопулярные отходы можно сдать только на акциях по РСО, в экопунктах или экоцентрах. К ним относятся: контейнеры из-под еды, плёнки и другая мягкая пластиковая упаковка, тюбики, пластиковые трубочки, зубные щётки, рентгеновские снимки. Дело в том, что на мусоросортировочных станциях их не будут выбирать из общего потока. Основная причина — экономическая нерентабельность.
Другие отходы — это те, которые не относятся к ТКО, то есть их нельзя выкидывать в придомовые мусорные контейнеры: батарейки, аккумуляторы, ртутные лампы, градусники, электроника, бытовая техника, шины, картриджи для принтеров, лекарства, газовые баллоны, банки из-под пестицидов и топлива. Однако часть из них тоже принимают на переработку.
Кто в России занимается переработкой отходов
Официальной точной статистики, к сожалению, нет. Но на сайте контрольной (надзорной) деятельности (КНД) есть реестр лицензий для предприятий, утилизирующих отходы I–IV классов опасности. В нём сейчас 1748 действующих лицензий. Однако, какие из этих организаций работают, не указано. Кроме того, нет и данных о тех предприятиях, которые работают с отходами V класса опасности (к ним относится большая часть того, что оказывается в мусорных баках), так как это нелицензируемый вид деятельности. А в относительно новом реестре утилизаторов пока только 169 предприятий.
Я не отслеживаю появление новых предприятий, перерабатывающих или использующих отходы для производства товаров, но часто узнаю от коллег приятные новости. Например:
- В мае 2025 года открылся новый завод по производству гофропродукции в Адыгее «Картонтара-2».
- Такой же завод появился в этом году и у компании «Л-Пак» в Кашире.
- Компания «Технониколь» увеличивает мощности по переработке пластиковых бутылок.
- В марте 2025 года писали о планах по строительству завода по переработке одежды в Клину. Запуск производства запланирован на второй квартал 2027 года.
- В 2024 году ГК «ЛидерТекс» открыла в Иванове первое в стране производство нитей полного цикла из регенерированного волокна. Компания изготавливает рабочие перчатки из текстильных отходов.
Новая жизнь вашего гардероба: как и во что перерабатывают одежду в России
Мне удалось побывать не только на мусоросортировочных комплексах, но и на производствах по переработке отходов, в том числе тех, которые до этого отсортировывают на мусоросортировочных комплексах.
По данным сайта КНД и реестра утилизаторов, именно в Московском регионе больше всего утилизирующих предприятий. И большая часть моих поездок была как раз в границах Московской области и пограничных с ней областей.
За 4 года я посетила:
- 3 мусоросортировочных станции (MGS group, КПО «Восток», КПО «Нева»);
- 4 склада проектов, собирающих ненужную одежду и текстиль («Второе Дыхание», «Сдать вещи просто», «Доброворот», «Ай Джей Интернешнл Групп»);
- сортировочный пункт пластиковых и стеклянных отходов из жёлтых и зелёных контейнеров-колокольчиков в Москве «ЭкоТехпром»;
- предприятие по промышленному компостированию органических отходов «ГрунтЭко»;
- завод по переработке электронного и электрического оборудования «Экотехпром»;
- завод по переработке смешанных корпусных пластиков «Экопласт»;
- производство «Национальной экологической компании» (НЭК), где перерабатывают батарейки, блистеры, некоторые виды пластиков, а также электрохлам;
- завод по переработке пластиковых бутылок TotalCycle;
- полимерпесчаное производство лавочек и урн из пластиков «Экосреда»;
- экспериментальный цех по переработке одежды фонда «Второе дыхание»;
- предприятие ProEcoPen по изготовлению изделий (шариковые ручки, блокноты, зажимы для пакетов и воронки) из переработанных упаковок ь, зубных щёток, ПЭТ и ABS-пластика;
- общественный компостер растительных и пищевых отходов в Казани проекта «ВерниВгрунт»;
- экоцентр РОСЭКО.
Фотографии с экскурсий, а также статьи, которые были написаны по итогам их посещения, можно посмотреть в группе «РазДельный Сбор | Москва и МО» в VK, по хештегу #экопромтур в ленте легко найти все обзоры. Кроме того, похожие материалы можно найти на сайте у наших коллег из Санкт-Петербурга и у экоблогера Андрея Скрыпника.
Мой опыт посещения и организации экскурсий
О возможности попасть на экскурсию
Скажу честно, на свои производства пускают те организации, которые готовы показать широкой публике «внутрянку» и даже имеют право на проведение экскурсий (промышленный туризм). Им нечего бояться, потому что они соблюдают все требования экологического законодательства, охраны труда, пожарной безопасности. Обычно это крупные заводы. Однако среди них есть и те, которые не хочет показывать процесс и производственную линию конкурентам в их сегменте. Есть и маленькие производства, организованные энтузиастами, но они зачастую работают в экспериментальном режиме.
В целом провести экскурсию — трудозатратный процесс для предприятий. Как минимум, для этого нужно отвлечь сотрудников (технолога или кого-то другого, кто может в деталях всё рассказать) от рабочих задач.
Так как с 2020 года я посещаю тематические выставки, деловые программы и другие события в сфере обращения с отходами, то неизбежно у меня были знакомства с ключевыми лицами заводов. Личные контакты, репутация движения «РазДельный Сбор», а также обсуждение нюансов, связанных с медиаконтентом, приводили к положительному решению принимающей стороны.
Большую часть экскурсий из моего списка я организовывала в рамках проекта #экопромтур движения «РазДельный Сбор» в Москве в партнёрстве с Группой ЭкоЛайн. Мы ездили на предприятия с волонтёрами, добирались на общественном транспорте или мини-группами на личных машинах.
Наши экскурсии никогда не заканчивались раньше чем через два часа. Мы задаём много вопросов, вникаем в нюансы и хотим собрать больше полезной информации, чтобы потом поделиться ею с остальными. На экскурсии полностью показывают цикл производства от входящего сырья до полученного продукта. Особенно мне запомнилась «дегустация» гранул «Экопласта».
О проблемах в сфере переработки
Всегда приятно видеть своими глазами, как отходы превращаются во что-то полезное. Это становится неопровержимым доказательством важности раздельного сбора отходов (РСО). Но на экскурсиях переработчики делятся и своими «болями».
Например, мы часто слышим, что хотелось бы получать отходы, собранные у населения отдельным потоком. То есть не так, как при двухпоточной системе, когда сразу несколько видов вторсырья собирается в один бак, а как при пофракционном сборе. По данным РЭО, такая система сейчас применяется только в 17 субъектах.
«Сваливают в одну кучу»: куда жаловаться, если вторсырьё и смешанные отходы забрала одна машина
Вид сбора влияет на качество материала. И после пребывания в одном баке с другими видами отходов оно сильно падает. По словам моих коллег, всё чаще утилизаторы стекла говорят, что они тоже заинтересованы в отходах, собранных отдельным потоком. Представители отрасли переработки макулатуры отмечают, что им невыгодно работать с загрязнённым сырьём, поступающими к ним с сортировочных станций, из-за высоких природоохранных требований. Переработчики пластика замечают, что партии полипропиленового сырья зачастую тоже загрязнены фракциями других материалов, мешающих переработке.
На мой взгляд, пофракционный сбор существенно бы облегчил подготовку сырья и повысил бы рентабельность бизнеса, а также привлекательность итогового продукта на рынке.
Другая проблема заключается в том, что вторичное сырьё, полученное в результате переработки, в некоторых случаях стоит дороже первичного. То есть некоторым заводам сложно из-за этого держаться на рынке. Производителям проще взять первичные природные ресурсы и получить предсказуемый результат в итоге.
Однако качество продукции из вторичных ресурсов может быть высоким, и это мы увидели на заводе TotalCycle в Твери, где большая часть длинной производственной цепочки — всего лишь подготовка бутылки к переработке, очистка от посторонних предметов, химических и органических загрязнителей.
Перерабатывающие предприятия тоже влияют на окружающую среду, как и любое производство, но вклад их в сохранение ресурсов неоценим. Эту новую жизнь можно пощупать руками: например, чистые пластиковые хлопья, которые уже на другом заводе станут геотекстилем или новой бутылкой.
О недозагруженности отходами
Есть мнение, что в России мало перерабатывающих заводов и они не справляются с отходами. Но это не так. На части предприятий производственные мощности задействованы не полностью, потому что не хватает сырья. Из-за сложностей с его сбором.
Например, согласно данным Минприроды, в России ежегодно используется миллиард батареек. Это 20 тысяч тонн! Однако на экскурсии в НЭК мы выяснили, что на предприятие попадает лишь 2–5% от этого количества. При этом производственная линия может переработать тонну батареек в час. К сожалению, сейчас она загружена всего на 25%. Мы узнали, что в 2023 году переработали только 600 т. Но у компании амбициозные планы дойти до 2 тыс. т в год.
В заключение
Хотя переработка и позволяет экономить ресурсы, она всё же ограничена в возможностях. Кроме того, в концепции «Ноль отходов» она занимает четвёртую ступень: сначала идут принципы Refuse (откажись), Reduce (сократи), Reuse (используй повторно). Чем меньше отходов мы образуем, тем меньше придётся отправлять на переработку или на свалку. Поэтому в завершение хочу поделиться прекрасным советом Вивьен Вествуд: «Покупай меньше, выбирай лучше, используй дольше».