Как заменить электросчётчик в квартире и доме: сроки, стоимость и ответственность

Кто должен менять электросчётчик в квартире: вы, поставщик электроэнергии или управляющая компания? И как отличить законную замену от мошеннической схемы? Составили инструкцию.

Как заменить электросчётчик в квартире и не стать жертвой мошенников
© Evgen_Prozhyrko/iStock.com

В России участились случаи, когда под видом мастеров по замене электросчётчиков в квартиры приходят мошенники. Они навязывают ненужные услуги, устанавливают муляжи или даже воруют, пользуясь доступом в чужую квартиру. Но как отличить таких «гостей» от законных представителей коммунальных служб? И когда замена счётчика действительно необходима?

Всё зависит от того, кто является собственником счётчика — вы или организация. В зависимости от этого, есть разные планы действий.

Что такое электросчётчик и зачем его менять

Электросчётчик — это прибор, который фиксирует объём потреблённого электричества. Его точность напрямую влияет на размер коммунальных платежей. Со временем механизмы изнашиваются, и счётчик начинает считать с ошибками — как в вашу пользу, так и в пользу компании-поставщика.

«Чтобы счётчик никого не обманывал, надо его регулярно обновлять. Поверки электросчётчикам обычно не делают — эффективнее считается замена».

Кирилл Чиркин
Кирилл Чиркинуправляющий ЖСК «Главмосстроевец» и ТСЖ «Профсоюзная 42-4»

Для замены счётчика есть три основные причины:

  1. Истёк межповерочный интервал (срок службы). Это самая частая причина. Счётчики служат долго — интервал обычно 10–16 лет.
  2. Прибор неисправен: мигает или не горит дисплей, диск вращается при отключённых приборах или не крутится при работающих, есть следы повреждения.
  3. Прибор считает потребление с явными ошибками.

Кто отвечает за замену счётчика

Это ключевой вопрос, который определяет дальнейшие действия. Возможны три сценария:

  1. Счётчик состоит на балансе поставщика / сетевой организации — большинство случаев в многоквартирных домах (прибор находится на лестничной площадке) и в частных домах (прибор на столбе за пределами участка).
  2. Счётчик на балансе собственника жилья — такое случается в частных домах, но встречается и в некоторых старых квартирах.
  3. Счётчик на балансе управляющей организации — очень редкий случай.
«С июля 2020 года ответственность за монтаж и содержание счётчиков электроэнергии, которые находятся в многоквартирных домах, перешла на гарантирующего поставщика. В Москве это "Мосэнергосбыт" — именно он преимущественно и меняет счётчики», – говорит Кирилл Чиркин.

В зависимости от того, кто отвечает за содержание счётчика, действуйте по разным сценариям.

© Виталий Аньков/РИА Новости

Как заменить счётчик, если его собственник — вы

Если вы живёте в частном доме или в старой квартире, в которой счётчики установлены внутри, а не за пределами жилья, то должны самостоятельно следить за его исправностью и сроком службы. Срок службы прибора указан в его паспорте, а если документ не сохранился, можно проверить данные о вашей модели на сайте производителя.

Выбирая новый счётчик, отдайте предпочтение «умному» прибору с автоматической передачей показаний — они подороже, но и пользоваться ими удобнее. Также учитывайте возможность начислений по разным тарифам: однотарифный счётчик (он самый дешёвый) начисляет по единому тарифу в любое время суток, а двух- и трёхтарифные (они подороже) позволяют экономить, если пользоваться энергоёмкими приборами не в пиковое время — например, после 23:00. Главное условие: модель счётчика должна быть внесена в госреестр средств измерений.

«Помните, что самостоятельно менять счётчик запрещено. Необходимо вызвать квалифицированного электрика, имеющего допуск к таким работам. Обратитесь в управляющую организацию или к гарантирующему поставщику (в отдел платных услуг) для вызова мастера с допуском», — объясняет эксперт.

Средняя стоимость замены счётчика под ключ — 4–5 тысяч рублей. Цена может варьироваться в зависимости от региона, модели и сложности монтажа.

Убедитесь, что мастер оформил все документы и поставил новые пломбы.

По возможности обсудите перевод своего счётчика на баланс поставщика — обычно с этим не возникает проблем, и организации охотно идут навстречу.

Как заменить счётчик, если его собственник — поставщик или УК

Если счётчик находится на балансе компании-поставщика, то он, скорее всего, расположен за пределами квартиры (в холле) или за пределами участка (на фонарном столбе). В данном случае ваша основная задача — не организовывать замену, а не дать себя обмануть и проконтролировать процесс.

«Вам ничего делать не нужно. Поставщик знает, у кого и какой установлен счётчик, отслеживает сроки эксплуатации и периодически делает массовую замену приборов в доме. Если возникли сомнения, что ваш счётчик меняет именно условный "Мосэнергосбыт", позвоните в кол-центр компании и уточните», — советует Кирилл Чиркин.

Напомним, в других городах действуют свои поставщики энергии. Название вашего указано в платёжке за электричество.

Изредка собственником счётчика может быть управляющая организация многоквартирного дома. В таких случаях плата за энергию идёт ей, а она позже платит поставщику сразу за весь дом. При этом у жильцов дома нет прямых договоров с поставщиком, и платёжки от него не приходят. Замена счётчиков в таком варианте происходит так же, как и с поставщиком. От вас ничего не требуется — управляющая организация сама отследит сроки и всё поменяет.

Никаких финансовых расходов при замене счётчика, которым управляет поставщик или УК, потребитель не несёт — для него это бесплатно.

© LP7/iStock.com

Как не стать жертвой мошенников при замене счётчика

Россияне так привыкли к регулярным поверкам счётчиков воды, что не удивляются и звонкам с вежливым предложением или строгим требованием немедленно организовать замену ещё и электросчётчиков.

«Большинство соглашаются сразу, так и не узнав, что можно было этого не делать, потому что срок не подошёл и счётчик в порядке. В итоге прибор меняют преждевременно и дороже. И меняют лица, которые не имеют никакого отношения к счётчикам электроэнергии», — предупреждает Кирилл Чиркин.

Если вам навязывают замену электросчётчика, обратите внимание на тревожные признаки:

  • Настоящие представители сетевой компании или гарантирующего поставщика никогда не требуют немедленной оплаты наличными на месте.
  • Настоящие поставщики редко обзванивают потребителей — тем более на мобильный телефон с угрозами отключить электричество. Любые уведомления от них обычно приходят в почтовый ящик.
  • Если в почтовом ящике вы нашли требование о замене, проверьте его подлинность: обратите внимание на печать — не рисунок ли это? В письмах от настоящих поставщиков может быть электронная подпись — проверьте её на специальном ресурсе.
  • Настоящие представители придут в заранее согласованное с вами время (по записи), а не «прямо сейчас, потому что мы уже в вашем подъезде».

При любых сомнениях свяжитесь с поставщиком или управляющей компанией и проверьте, направляли ли они к вам мастеров.

Что надо запомнить о замене электросчётчика

  • Счётчик меняет его собственник — вы, компания-поставщик электроэнергии или управляющая компания.
  • Мошенники могут убедить вас заменить счётчик прямо сейчас — не торопитесь и проверьте, есть ли в этом необходимость.
  • Если счётчик сломан, то до установки нового прибора начисления будут проводиться по нормативу.

Почему дом промерзает, даже когда отопление на максимуме

Видео по теме от RUTUBE