Куда и как жаловаться, если в квартире проблемы с отоплением: подробная инструкция и советы

Если в квартире очень холодно, не спешите включать обогреватель. Вы уже заплатили за тепло по квитанции за ЖКУ, и теперь это тепло вам должны — по закону. Рассказываем по шагам, как заставить коммунальные службы решить проблему с отоплением быстро и бесплатно.

Что делать, если в квартире холодно
© Freepik

Если в квартире холодно, то первая мысль — достать обогреватель и перетерпеть. Но это не лучший выход из ситуации. И не единственный. К тому же проблему можно решить бесплатно, без дополнительных расходов на обогрев и без рисков пожара.

«Существуют нормативы для многоквартирных помещений и организации, которые обязаны следить за их соблюдением. Если вы оплачиваете услугу, она должна быть реализована — это ваше законное право. Если оно не соблюдается, проблему можно и нужно решить».

Мария Архипова
Мария Архиповаадвокат, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека

Что можно сделать самостоятельно

Очень часто причину можно устранить самостоятельно.

Во-первых, проверьте, открыты ли батареи. Во многих квартирах на радиаторах есть регуляторы, и многие переводят их на минимальный режим отопления — например, в сентябре-октябре, когда на улице тепло, а батареи уже греют. Когда наступают морозы, мы просто забываем вернуть регулятор в нужное положение.

«Признак, что у вас именно эта проблема: стояк горячий, а батареи холодные или едва тёплые. Просто поверните регулятор».

Кирилл Чиркин
Кирилл Чиркинуправляющий ЖСК «Главмосстроевец» и ТСЖ «Профсоюзная 42-4»

Во-вторых, проверьте, не поддувает ли из окон — это вторая по популярности причина холода в квартире.

Когда в квартире объективно холодно, а когда — нет

Основные правила предоставления коммунальных услуг регламентирует Постановление Правительства РФ № 354. При этом в разных регионах могут применяться собственные нормативы.

Как следует из документа, температура воздуха в жилой комнате должна быть не ниже +18 °C, а в угловых комнатах — не ниже +20 °C. Если на улице ниже -31 °C, то требование к минимальной температуре для всех комнат поднимается до +20 °C. Важный нюанс: эти нормы применяются для отопительного периода, который начинается не по календарю, а когда среднесуточная уличная температура держится ниже +8 °C более пяти дней подряд.

«Разным людям комфортно при разных температурах. Одним нормально в +20 °C, а другие в тех же условиях мёрзнут. Управляющие организации знают об этой особенности, поэтому не любят голословных "слишком жарко" или "слишком холодно" и пытаются их игнорировать. Это значит, что вам нужно действовать по правилам», — объясняет Кирилл Чиркин.

Как правильно измерить температуру в квартире

© Ulbi

Чтобы убедиться, что вы мёрзнете не из-за личной физиологии, а по объективным причинам, надо правильно измерить температуру в комнате:

  1. Возьмите бытовой термометр (можно уличный) или термогигрометр. Медицинский градусник не подойдёт. Термогигрометр — самый лучший вариант. Он покажет ещё и уровень влажности, который сильно влияет на восприятие.
  2. Положите прибор на ровную поверхность на расстоянии не менее 1 м от любой наружной стены и 1,5 м от пола.
  3. Для протокола можно снять процесс измерения на видео — это займёт около 10 минут.
  4. Не держите термометр в руках, чтобы не нагревался, и не кладите рядом с объектами, которые могут повлиять на результат измерений — например, около плиты или на подоконник.

Все правила и нормативы перечислены в ГОСТ 30494-2011.

«Если термометр покажет, что нормативы соблюдены, жаловаться бесполезно — вам действительно придётся теплее одеваться и пользоваться обогревателем. Выбирая обогреватель, обращайте внимание на площадь помещения, которую он способен обогреть, иначе продолжите мёрзнуть или переплатите за ненужную жару. Ставьте его в центр комнаты или около окна», — советует Кирилл Чиркин.

Если температура ниже норматива, переходите к активным действиям.

Как заставить коммунальщиков работать. План действий

Шаг 1. Обратитесь в управляющую организацию

Управляющая организация — управляющая компания, ТСЖ, ЖСК или ЖЭК — отвечает за состояние внутридомовых коммуникаций, включая отопление.

Заявка должна быть зафиксирована, поэтому оставляйте её официальным путём (например, через Единый диспетчерский центр), а не вызывайте частного мастера.

Обращение лучше подавать в письменном виде:

  • через Госуслуги (раздел «Коммунальные услуги»);
  • через местное приложение или портал («Домовёнок», «Наш город» для Москвы);
  • в офисе УК под подпись.
«Если вы звоните по телефону через диспетчерскую, требуйте назвать номер заявки. Если номер не присвоен сразу, уточняйте последующими звонками. Зафиксированные номер и дата обращения дадут возможность ссылаться на первичное обращение в жалобах и в иске в суд, если понадобится судебный процесс», — говорит Мария Архипова.

На устранение неисправностей внутри дома, влияющих на температуру, даётся не более семи суток, но для проблем с отоплением в холодный период срок обычно составляет 1–2 дня. Если по истечении двух суток проблему не начали решать, позвоните повторно и узнайте план работ по вашей заявке. Если вам ответят, что работы проведены (а эффекта при этом нет), переходите к следующему шагу.

«Наиболее популярная проблема на их стороне — воздушная пробка в трубах. Сантехники стравят воздух с помощью крана Маевского, и тепло вернётся. Ещё одна частая причина — более низкая, чем требуется, температура теплоносителя, который подаётся в ваш дом», — говорит Кирилл Чиркин.

Также в списке причин — разрегулировка системы отопления после ремонтных работ, банальный засор или частичное перекрытие стояка у соседей (коммунальщики должны проверить его на верхних и нижних этажах).

Шаг 2. Вызовите комиссию и составьте акт

Если в нормативный срок проблему не устранили, требуйте официальную проверку температуры. Напишите в управляющую организацию заявление, которое начинается так: «Прошу провести проверку температурного режима в квартире и составить акт в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354».

Для проверки придёт комиссия — представители управляющей и теплоснабжающей организаций. Вместе вы провёдете контрольные замеры и составите акт в двух экземплярах. Один обязаны передать вам.

В акте должно быть:

  • дата и время проверки;
  • фактические показатели;
  • сведения о представителях;
  • описание выявленных нарушений;
  • подписи всех участников.

Если УК уклоняется, составьте независимый акт. Вы можете составить его и сами, напоминает Мария Архипова. Для этого:

  1. Пригласите двух свидетелей (соседей).
  2. Измерьте температуру по правилам.
  3. Зафиксируйте процесс на фото и видео (желательно поставить рядом с термометром смартфон с датой и временем).
  4. Составьте акт в свободной форме, укажите паспортные данные и способ обратной связи.

Также вы можете вызвать независимого эксперта, который подготовит заключение. Впоследствии это заключение вам пригодится как в общении с управляющей организацией, так и при предъявлении претензий — в том числе и в суде, если до этого дойдёт.

Шаг 3. Подавайте жалобы

© Freepik

Жалобы можно подавать постепенно — от простых к более серьёзным инстанциям. Все ответы храните и присоединяйте к последующим обращениям. Не пугайтесь внушительного списка организаций: обычно проблема решается гораздо быстрее, но на всякий случай перечислим все возможности:

  1. Департамент ЖКХ вашего города. Для Москвы — телефон +7 (495) 539-53-53, онлайн-приёмная через mos.ru. Они фиксируют обращения и могут направить предписание в управляющую организацию.
  2. Поставщик тепла (ресурсоснабжающая организация). Название указано в вашей квитанции на оплату ЖКУ. Если проблема не в доме, а в подаче тепла на входе в дом, то это зона ответственности именно РСО. В Москве: МОЭК — +7 (495) 539-59-59 (круглосуточно).
  3. Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Это главный контролёр управляющих компаний. Может провести проверку, выдать предписание, наложить штрафы по КоАП (до 250 тысяч рублей для юрлиц). Подайте жалобу в ГЖИ своего региона (московская здесь) и приложите копии ваших заявлений, акт проверки, фото/видео.
  4. Портал «ГИС ЖКХ». Федеральная система, куда обязаны загружать информацию все управляющие компании. Здесь можно подать жалобу и отследить движение обращения.
  5. Роспотребнадзор. Обращайтесь сюда, когда нужно добиться перерасчёта за некачественные коммунальные услуги. Перерасчёт производится за каждый час отклонения температуры ниже нормы.
  6. Прокуратура. Обращайтесь при систематическом бездействии управляющей организации, нарушениях прав жильцов, подделке актов и т.п. Прокуратура может вынести требование и начать проверку.
  7. Суд. Это крайняя мера, но очень результативная, если у вас есть зафиксированные обращения, акты проверок, доказательства недостаточного отопления, расходы на обогреватели и электроэнергию.

Через суд можно не только обязать управляющую организацию или поставщика ресурсов устранить нарушения, но и потребовать компенсацию ущерба и морального вреда, перерасчёт платы, замену неисправного оборудования, напоминает Мария Архипова.

«Если вы или члены семьи заболели, то нужно фиксировать все визиты к врачу или врача к вам, приезды скорой помощи, сохранять все назначения врача, чеки на покупку лекарств — всё это станет обоснованием компенсации», — подсказывает адвокат.

Нюансы и полезные советы

  • Делайте все обращения письменно, а не по телефону — устные звонки редко фиксируются.
  • Ведите «дневник температуры» — ежедневные фото термометра с привязкой к дате — это усиливает позицию при жалобах.
  • Сохраняйте все документы в одном месте — можно вести отдельную папку: «Отопление — жалобы».
  • Объединяйтесь с соседями — коллективные обращения рассматриваются быстрее.
  • Помните, что услуга считается некачественной, если температура в помещении ниже нормативной.

Счёт за воду вырастет втрое: каждому могут начислить штрафной тариф

Видео по теме от RUTUBE