Материал сделан совместно соSberEco

«Травля — проблема группы»: как НКО помогают бороться с проблемой буллинга в школах

По данным ВЦИОМ, каждый четвёртый опрошенный сталкивался с травлей в школе. При этом различия в ответах представителей разных поколений говорят о том, что буллинг появился недавно. Что это такое и как помогают решать эту проблему некоммерческие организации (НКО), разобрались вместе с экспертами проекта «Травли NET» и кризисного центра «Верба». Они поделились своими наблюдениями, историями из практики и советами, которые могут помочь родителям и педагогам.

Эксперты рассказали, как некоммерческие организации спасают детей от травли
© StockPlanets/iStock.com

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bully — запугивать, травить) — это регулярная агрессия, направленная на одного и того же человека. Цель такого поведения — причинить физический или психологический вред.

Важно понимать разницу между травлей и обычным конфликтом. Травля носит системный характер, длится долго и сопровождается дисбалансом власти между участниками.

Ксения Чакун
Ксения ЧакунПсихолог-эксперт и специалист горячей линии проекта «Травли NET»

Травля проявляется в нескольких формах, которые могут сочетаться между собой:

  • физический буллинг — удары, толчки, порча личных вещей;
  • вербальный буллинг — оскорбления, насмешки, угрозы;
  • социальный (или психологический) буллинг — намеренное исключение ребёнка из группы, игнорирование, распространение слухов или манипуляции, направленные на разрушение социальных связей и статуса;
  • кибербуллинг — публикация унизительных сообщений, фото или видео, распространение слухов в социальных сетях и чатах.

По данным опросов, с травлей в интернете сталкивались почти 70% школьников. Почти половина опрошенных (46%) получала агрессивные комментарии к постам, других исключали из общих чатов (20%), а также демонстративно игнорировали (19%). При этом каждый третий ребёнок никому не рассказывал о буллинге.

В возрасте 10–12 лет дети начинают себя относить к группе, формируются иерархии. Травля — проблема группы, а не отдельного ребёнка. Кратковременные решения, например «малые собрания», могут снизить напряжение, но не устраняют проблему полностью. Дети не всегда готовы делиться со взрослыми, поэтому важно искать поддержку у доверенных взрослых или обращаться на горячую линию.

Ксения Чакун
Ксения ЧакунПсихолог-эксперт и специалист горячей линии проекта «Травли NET»

Последствия для ребёнка серьёзны: тревожность, снижение самооценки, депрессия, трудности с учёбой и общением со сверстниками. Даже лёгкая травля влияет на психику и уверенность в себе, а систематическая оставляет долгосрочные следы. Одно из исследований показало, что из-за травли у подростков чаще наблюдались симптомы тревожности и снижение стрессоустойчивости. Согласно метаанализу, риск депрессии у подвергшихся школьной травле примерно в 2,8 раза выше, чем у тех, кто не сталкивался с буллингом.

Буллинг часто сложно заметить на раннем этапе, особенно если ребёнок стесняется или боится рассказывать взрослым. Родителям важно обращать внимание на поведение ребёнка и динамику в классе или группе.

Признаки травли:

  • депрессия и тревожность, усиление чувства грусти и одиночества;
  • изменения в режиме сна и питания;
  • потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
  • жалобы на здоровье;
  • снижение успеваемости и результатов тестов;
  • пропуски занятий, частые прогулы или отказ от посещения школы;
  • риск ответной агрессии в крайне редких случаях.

Что делать, если ребёнка травят в школе: юристы и психолог — о буллинге

Как фонды и общественные организации помогают бороться с буллингом

Школа не всегда может справиться с травлей самостоятельно. Педагогам и администрациям часто не хватает ресурсов, опыта или времени, чтобы выявлять буллинг на ранних этапах и работать с групповой динамикой. Именно поэтому некоммерческие организации создают методики, проводят обучение, консультируют и поддерживают школы, родителей и детей.

Ключевые направления работы НКО

  • Работа с педагогами и школьными психологами: обеспечение специалистов методическими материалами и обучение по антибуллинговым программам.
  • Профилактические занятия с детьми: игры и упражнения на эмпатию, обсуждение личных границ, навыков безопасного общения и разрешения конфликтов.
  • Поддержка пострадавших: психологическая помощь через горячие линии и онлайн‑сервисы, консультации родителей и педагогов, помощь в выстраивании диалога между ребёнком, школой и семьёй.
  • Формирование культуры уважительного общения: помощь во внедрении антибуллинговых хартий, правил, инструкций для взрослых и детей, чтобы травля рассматривалась не как конфликт между детьми, а как системная проблема коллектива.

«Травли NET» — одна из масштабных программ, которую с 2018 года реализует АНО «Благотворительное объединение „Журавлик“». Проект направлен на профилактику школьной травли, поддержку пострадавших детей и повышение квалификации педагогов и родителей. Он работает в тесном взаимодействии с Министерством просвещения и общественными инициативами и помогает школам внедрять антибуллинговые практики и формировать культуру уважительного общения.

Главная цель «Травли NET» — научить школы распознавать и предотвращать травлю, а взрослых — поддерживать детей, не перекладывая на них вину за происходящее. У нас много программ и методичек для педагогов и родителей. Среди наиболее популярных — антибуллинговая программа с вовлечением родителей и учителей и программа «Класс без травли» для детей 10–12 лет.

Ксения Чакун
Ксения ЧакунПсихолог-эксперт и специалист горячей линии проекта «Травли NET»

В рамках программы разработаны аккредитованные образовательные курсы для педагогов с дипломом государственного образца, методические материалы и база знаний «Гнездо» — онлайн-платформа, где собраны рекомендации, сценарии занятий и инструменты по работе с буллингом. За последние годы около  6 тыс. педагогов получили методические материалы и прошли обучение по антибуллинговым программам.

Кроме того, проект ведёт просветительскую деятельность, проводит вебинары и открытые лекции, а также консультирует родителей и педагогов по вопросам травли.

За годы работы «Травли NET» охватил школы в десятках регионов страны, а психологическую помощь и консультации получили более 7 тыс. детей и подростков.

Похожую программу «Безтравли.рф» реализует АНО «Территория безопасности». В библиотеке материалов можно найти лекции, фильмы, пособия, плакаты для учителей, родителей и детей. Специалисты проекта также обучают педагогов, просвещают родителей и дают индивидуальные консультации тем, кто столкнулся с проблемой буллинга. За 14 лет работы они провели более 200 лекций в разных городах и обучили более 10 тыс. детей и взрослых.

Точно такая же работа ведётся и на региональном уровне — благодаря локальным некоммерческим организациям, которые адаптируют антибуллинговые подходы под конкретные сообщества и школьные коллективы.

Один из примеров — кризисный центр «Верба» в Красноярском крае, который уже более 20 лет помогает женщинам, детям и семьям, переживающим насилие или кризисные ситуации. Долгое время общественная организация специализировалась на вопросах домашнего насилия: оказывала юридическую, социальную и психологическую поддержку пострадавшим, проводила просветительские кампании и группы помощи. Однако около пяти лет назад специалисты «Вербы» заметили, что среди обращений стало больше запросов от подростков и их родителей — из-за тревожности, самоповреждающего поведения и школьной травли. Так в центре появилась антибуллинговая команда, в которую вошли психологи и социальные педагоги. Они проводят диагностику классов, занятия на темы эмпатии, личных границ и взаимодействия в группе, а также семинары для педагогов и родителей.

Одной психологической поддержки в решении этой проблемы недостаточно. Нужно работать комплексно: с детьми, школой и родителями. Внимание взрослых и системная работа с группой — самый эффективный способ остановить травлю.

Наталья Пальчик
Наталья Пальчик Основательница и руководительница кризисного центра «Верба»

Центр сотрудничает со школами и социальными службами региона, выезжает в близлежащие города и делится опытом на уровне края.

Есть в России и другие фонды, которые развивают программы помощи по разным направлениям, тесно связанным с проблемой буллинга. Например, благотворительный фонд «Шалаш» бесплатно занимается с детьми и подростками с трудным поведением и системно работает со школами.

Куда можно обратиться за помощью

В проект «Травли NET» можно обратиться за консультацией через форму для обращений. Заполнить её может родитель или другой представитель ребёнка, учитель, школьный психолог или сам подросток. География проекта охватывает всю страну, поэтому сделать это можно из любого региона.

Важно выбрать цель обращения: нужна консультация психолога или вы хотите пригласить экспертов проекта в школу. Затем нужно описать ситуацию и сформулировать вопросы, на которые вы ждёте ответа. Чем подробнее будет описание, тем быстрее специалисты смогут оценить проблему и предложить конкретные шаги.

После рассмотрения обращения представитель проекта свяжется с вами: ответ придёт на электронную почту, указанную в форме. Обычно сначала дают развёрнутую письменную рекомендацию, а затем — при необходимости — предлагают онлайн-консультацию или договариваются о выезде в школу. Схема работы едина для всех заявителей, но содержание помощи будет отличаться в зависимости от того, кто обращается: родитель, педагог или сам школьник.

Если на сайте организации нет формы обращения, то можно позвонить по указанным телефонам или написать сообщение в сообщество организации в соцсетях. В письме лучше сразу указать, кто вы (родитель, учитель, подросток, представитель школы), коротко описать ситуацию и сформулировать запрос: нужна консультация психолога, совет по взаимодействию со школой, разбор конкретного инцидента или помощь в поиске дальнейшей поддержки. Чем конкретнее вы изложите проблему, тем быстрее специалисты смогут разобраться и подсказать, что делать дальше.

В случае, когда ситуация требует срочной реакции, можно позвонить из любой точки России на горячую линию проекта «Травли NET» по номеру 8-800-500-44-14 или на телефон доверия кризисного центра «Верба»: 8-391-231-48-47. Специалисты выслушают, помогут с первичной оценкой ситуации и подскажут, какие шаги стоит предпринять прямо сейчас. После звонка могут предложить очную консультацию или направить к подходящей местной службе — школьному психологу, территориальному центру помощи семье и детям или городскому кризисному центру.

Чтобы найти подходящий центр помощи в своём регионе, можно вбить в поисковике «кризисный центр», «центр помощи семье и детям» или «городской кризисный центр».

Эти инициативы подтверждают: помощь есть, и она доступна. Иногда один звонок, доверительный разговор или консультация с психологом способны изменить судьбу ребёнка и вернуть чувство безопасности.

Помогать можно не только через некоммерческие организации, но и самостоятельно — в качестве волонтёра. Если вы хотите попробовать, но не знаете, как сделать первый шаг и какие навыки для этого нужны, попробуйте пройти бесплатные курсы. Они научат помогать правильно — сиротам, пожилым, людям с ограниченными возможностями здоровья, подопечным хосписов, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, животным и всем, кому нужна поддержка.