Госдума приняла в первом чтении закон о борьбе с "искажением исторической правды"

Ну, наконец-то, дождались. Наконец-то Госдума приняла что-то полезное, путное, дельное. Речь, если кто не догадался, об одобренных поправках к закону "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ", дополняющих список профилактических мероприятий "противодействием искажению исторической правды". Кто-то, особо недогадливый, возможно, спросит: в чем же тут польза? Плюсы очевидны. Но начнем все-таки с маленьких недостатков. Которые, будем надеяться, временны и вскоре будут устранены.

Госдума приняла в первом чтении закон о борьбе с "искажением исторической правды"
© Московский Комсомолец

© Наталия Губернаторова

Ни в законе, ни в поправках к нему, ни каком-либо ином акте не прописано, увы, что это такое, "историческая правда". В чем правда-то, братцы? Где тот четкий, строгий канон, эталон, с которым будут сверяться компетентные органы, занимающиеся соответствующей профилактической деятельностью?

Для справки: к "субъектам профилактической деятельности" закон относит: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы прокуратуры РФ; 3) органы Следственного комитета РФ; 4) власти субъектов РФ; 5) муниципальные власти.

Источников исторических знаний много, но не все они, ясное дело, годятся на роль эталона. К примеру, знаменитая "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом", созданная в 1910 году авторами журнала "Сатирикон", знаменитыми русскими писателями-сатириками (Тэффи, Осипом Дымовым, Аркадием Аверченко, Осипом Д’Ором), несмотря на свою славу, вряд ли сгодится.

Приведем для наглядности такое выбранное местечко из этого произведения: "Характер славян представлял смесь хороших и дурных качеств. С одной стороны они были храбры, но с другой стороны храбры не были, вследствие чего исход битвы зависел от того, с какой стороны к ним подходил неприятель - с храброй или не с храброй".

Или вот: "После завтрака маленький Грозный выезжал из дворца изучать народ. Изучал он народ не поверхностно, как это делается теперь, а основательно, анатомически: каждого изучаемого разрезал на несколько частей, и каждая часть подвергалась изучению".

Еще: "Кутузов построил свою армию с таким расчетом, чтобы французы потерпели поражение. Наполеону не удалось так удачно построить своих французов... К вечеру, одержав победу, Кутузов отступил. Побежденные французы с горя заняли Москву".

В общем, смех да и только. А "историческая правда" - дело серьезное. А профилактика искажения оной - еще серьезней. Недаром про это законы пишут. Не дураки, не шуты гороховые, в самом деле, в Думе сидят. Что же касается более серьезных источников "исторической правды", то на память прежде всего приходит вариант, который уже успел в свое время побыть эталоном. А именно - "Краткий курс истории ВКП(б)". Серьезней этого вообще найти трудно.

Однако у "Краткого курса" при несомненных достоинствах (простота и ясность слога, четкость мысли, беспощадность к врагам "исторической правды", они же "враги народа"), есть, к сожалению, и непоправимый недостаток: "Краткий курс" чересчур краток. Начинается он с "борьбы за создание социал-демократической рабочей партии в России", а заканчивается "разгромом бухаринско-троцкистской банды". Свершения "до" и "после" не отражены.

Но альтернатива, слава богу, есть: новое школьное учебное пособие по истории, больше известное как "учебник Мединского". Речь, уточним, идет не об одной книге, а о целой серии - о единой линейке учебников истории для общеобразовательных школ. Альтернатива настолько напрашивающаяся, что предыдущие варианты мы, признаемся честно, привели лишь для "гарнира", для фона: у всякого бриллианта должно быть свое обрамление.

Вот тут все сходится: и правильное, государственное, идеологически выверенное понимание истории, и некуцый объем. От Адама, так сказать, до Потсдама. Точнее, до Анкориджа: последнее издание последнего учебника линейки, которое школы получат в этом году, заканчивается встречей президентов России и США на Аляске.

Короче говоря, чтобы профилактика была более эффективной, надо зафиксировать этот школьный источник исторических знаний в законе. Ну, или какой-то другой источник, но лучше этого авторы поправок вряд ли найдут. Отсюда же вытекает и основная сфера применения поправленного закона. Это, конечно же, школа. Искажение исторической правды там порой достигает каких-то фантасмагоричных пределов.

Вот, например, типичные ответы школьников на вопрос, кто такой Ленин: "Ленин - это был такой русский царь. Он знаменит тем, что его положили в Мавзолей, и люди несли туда цветы, пока он не умер... Это памятник около магазина... Ленин – советский псевдоним Сталина... Это президент. Он был во время войны в 1945-м. Подписал какой-то мир... Он был президентом Ленинграда. После смерти Ленина город был назван не Ленинград, а Петербург... У Ленина была няня - Арина Родионовна..."

Ну и как с этим бороться? Плохими отметками исказителей истории не очень-то впечатлишь. Подумаешь: "двойка". Но теперь-то ясно, как бороться. Если злостному исказителю пригрозить не "двойкой", а "двушечкой", дело исторического просвещения пойдет куда более споро. Успеваемость, несомненно, резко повысится. В этом, собственно, и состоит польза. Дети, не искажающие "историческую правду", не путающие Куликовскую битву с Бородинской, Гитлера с Наполеоном, а Ленина с Тутанхамоном, - это ж не дети, а чистое золото.

Ну да, понятно, что "двушечку" детям за "искажение исторической правды", сколь бы вопиющими они, искажения, ни были, не впаяешь. Действующий Уголовный кодекс такой возможности пока не предусматривает. Так ведь и мы говорим: не посадить, а всего лишь пригрозить. А тем деткам, кто еще не в курсе, что такое "двушечка", просто сказать, что за непослушание и неуспеваемость их отдадут "дяде прокурору" (или "дяде следователю"). Теперь эти "дяди", надо полагать, будут своими людьми в школах.

Ведь в этом-то, собственно, и состоит профилактика правонарушений: задача - обозначить риски, нарисовать тревожную перспективу. Детство быстро кончится, а борьба с "искажениями" останется. Если у повзрослевшего ребенка не сформируются к тому времени страх перед "фальсификацией истории" и привычка держать язык за зубами, даже когда ты с официальной "правдой" не согласен, то, не ровен час, поднимется рука, повернется язык и на искажение "правды" современной. И тогда, возможно, уже даже "двушечкой" не отделаешься.