Михаил Делягин о скандале в Госдуме: Telegram воюет на стороне России и обеспечивает ее внутреннюю безопасность
Накануне в Госдуме грянул скандал. Группа депутатов из 17 человек, в которую вошли представители КПРФ и двое от «Справедливой России», предложила направить в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций документ с просьбой дать официальные разъяснения по поводу сбоев в работе мессенджера Telegram.
Однако парламентское большинство заблокировало этот документ: «за» проголосовали 77 депутатов, против – 102 члена «Единой России». ЛДПР не голосовала вообще, из партии «Новые люди» лишь пятеро проголосовали «за». При этом «кричальщицы» из ЕР громкими голосами раздавали указания коллегам – единороссам: «Не голосуем!» Документ, инициированный КПРФ, был заблокирован. Это произошло на фоне многочисленных жалоб граждан на замедление работы сервиса и отсутствие официальных комментариев со стороны регулятора.
Нестабильной работой Telegram недовольны сегодня не только гражданские активисты, но и военнослужащие в зоне СВО, для которых этот мессенджер – основное средство оперативной связи, а также жители приграничных регионов, получающие оповещение об угрозах БПЛА и ракетных ударов из телеграм-каналов.
К примеру, в Белгороде от уведомления губернатора об опасности до реального удара интервал в полторы минуты. В этих условиях замедление сигнала – угроза жизням людей.
Протокольное поручение от депутатов в Минцифры вносил на пленарном заседании депутат от КПРФ Алексей Куринный. «СП» попросила его пояснить суть документа и его перспективы.
– В Протокольном поручении депутаты просили Министерство цифрового развития подтвердить факт: имеет ли место целенаправленное замедление (блокировка) мессенджера со стороны государственных органов. Также мы просили пояснить правовую базу: каковы законные основания для применения ограничительных мер.
Поинтересовались и дальнейшей судьбой Telegram на территории России. Мнение думского комитета по информационной политике озвучил представитель фракции «Единая Россия» Сергей Боярский. Он призвал отклонить нашу инициативу. Его аргументом было то, что Telegram якобы нарушает законы. Какие именно – сказано не было, конкретных фактов Боярский тоже не привел.
«СП»: Какие главные аргументы в пользу Telegram вы привели в документе, внесенном на голосование?
– Сегодня инструменты Telegram используются в предпринимательской деятельности миллионами граждан. Также этим мессенджером пользуются наши военные на СВО, через Телеграм идут оповещения об опасности атак в приграничных областях.
Замедляя Telegram, мы подвергаем опасности жизни людей. Некоторые единороссы, в частности депутаты Гурулёв и Картаполов, сейчас говорят, что военные не используют Телеграм. Но военные блогеры уже опровергли это. Использование мессенджера в зоне ЛБС подтвердил в том числе авторитетный военный Телеграм-канал «Рыбарь». Гурулев с Картаполовым и смартфоны в зоне боевых действий запретить уже пытались, но номер не прошел.
«СП»: Каковы, на ваш взгляд, причины замедления Telegram?
– Возможно, это системная «зачистка поляны», основанная на страхе от возможного внешнего информационного влияния. Это помножено на желание заработать на отечественных заменителях Telegram в виде Max, VK. Но полноценно заменить ТГ сегодня невозможно, также как и отгородиться от внешнего мира глухой стеной.
Останавливаться не будем, депутаты КПРФ будут писать отдельные запросы в Минцифры, – подытожил депутат.
Роскомнадзор до этого заявлял, что ограничительные меры в отношении Telegram будут сохраняться до тех пор, пока администрация мессенджера не начнет в полном объеме выполнять требования российского законодательства по удалению запрещенного контента и локализации данных.
Очевидно, что это вопрос переговоров с владельцем мессенджера. Почему за нестыковки должны расплачиваться обычные пользователи, для которых мессенджер – важная часть жизни? «СП» попросила прокомментировать этот вопрос секретаря ЦК КПРФ, депутата Сергея Обухова.
– Эта блокировка стала сейчас точкой напряжения в обществе. При всех разговорах о безопасности вразумительных объяснений о необходимости замедления Telegram от специалистов общество опять не слышит. А ведь все можно было решить иначе, на переговорах с владельцем, урегулировав правовые вопросы. Сейчас, когда встал вопрос о безопасности людей, нам говорят: переходите в MAX. Но он, простите, совсем «сырой», там нет настроек конфиденциальности, которыми располагает Telegram.
«СП»: Почему думское большинство не поддержало Протокольное поручение в Минцифры от КПРФ и СР?
– Думское большинство в лице «Единой России» просто наплевало на мнение избирателей. Против нас сыграли и те, кто предпочел спрятаться. Особенно поражает позиция фракции «Новые люди». Партия, которая активно пиарится на защите цифровых свобод, в решающий момент предпочла промолчать. Из 15 депутатов – только 5 нас поддержали. Что это, если не лицемерие?
Могу обещать, что депутаты КПРФ продолжат борьбу за права и свободы граждан, свободу интернета, в защиту конституционных гарантий, – заверил Сергей Обухов.
Как стало известно «СП», фракция КПРФ собирается поднять вопрос о частичной или полной блокировке Telegram на отчете правительства в Госдуме 25 февраля. Какие аргументы собираются предъявить власти коммунисты? «СП» обратилась с этим вопросом к председателю комитета по делам семьи, депутату Нине Останиной (КПРФ).
– На отчете правительства каждая фракция может задать отдельные вопросы, и мы их обязательно зададим. Замедляя и блокируя мессенджер, РКН нарушает и статью 29 Конституции о свободе слова, а также мои личные права. В моем телеграм-канале 130 тысяч подписчиков, это важный канал связи с избирателями. Я могу получать от них запросы, минуя бюрократические процедуры и приемы, которые не всем доступны.
Мой телеграм-канал – это еще и показатель эффективности моей депутатской работы. Через свой телеграм-канал я часто узнаю о проблемах и оперативно реагирую. Недавно, например, узнала о закрытии роддома в Кольчугино, и тут же посыпались сообщения из других городов об оптимизации роддомов. После таких сигналов я начала действовать.
«СП»: Сейчас всем предлагают перейти в национальный мессенджер MAX. Заменит ли он Telegram?
– Если бы он был достойной заменой, вся молодежь давно была бы уже в MAX. Но они предпочитают другие мессенджеры, равно как и наши военные на СВО, – считает Нина Останина.
Под протокольным поручением в Минцифры поставил свою подпись депутат от «СР» Михаил Делягин. «СП» обратилась к нему с вопросом: в чем главный ущерб от ограничения Telegram и может ли его сегодня заменить MAX?
– Полностью отказаться от Telegram сегодня невозможно. Блокировка Telegram нанесет существенный ущерб нашему фронту. После отключения Starlink ВСУ попытались предпринять контрнаступ, но им это не удалось, наши военные использовали для связи Telegram.
Значит, мессенджер воюет на нашей стороне против бандеровцев. Технические возможности Telegram , в том числе в плане сохранения конфиденциальности, сегодня эффективнее, чем в MAX, это очевидно.
Есть еще один момент. Telegram позволяет отслеживать настроения радикальных исламистов внутри России, чтобы не дать произойти их массовым акциям внутри нашей страны. Загнать всех тотально в Max, отключив Telegram, – эта логика сегодня противоречит интересам России.