В России наблюдается существенный рост нарушений прав потребителей: в 2024 году их число выросло на 130% по сравнению с прошлым периодом, особенно в сфере ЖКХ, где регистрируется много жалоб на навязанные услуги, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Чижов.
Продавцы часто применяют недобросовестные методы на этапе преддоговорного общения, такие как сокрытие важной информации, искажение данных и злоупотребление доверием покупателя. Это приводит к заключению коммерческих договоров на условиях, менее выгодных для потребителя, отметил депутат.
Например, такие случаи наблюдаются при автокредитовании с «обязательными» страховками, навязывании дополнительных услуг в автосалонах или продаже авиабилетов через онлайн-платформы с включением платных опций, например обязательной оплаты багажа. Для увеличения прибыли продавцы нередко прибегают к агрессивным маркетинговым стратегиям. Потребителей запугивают возможными негативными последствиями в случае отказа от подключения дополнительных услуг — это может быть отказ в подписании договора, отмена скидки или наложение неустойки, указал парламентарий.
«Следует помнить, что свобода коммерческого договора не является абсолютной. Прежде всего необходимо учитывать интересы потребителя как наиболее уязвимой стороны», — подчеркнул Чижов.
Напомним, депутаты Госдумы на пленарном заседании 23 декабря одобрили закон о многократном повышении штрафов за навязывание дополнительных товаров и услуг. Председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем канале в мессенджере МАХ отметил, что чаще всего с навязыванием допуслуг граждане сталкиваются при покупке авиа- и железнодорожных билетов, оформлении банковских продуктов и медицинских услуг. По его мнению, принятый закон позволит защитить права россиян.