Отказ от плавающего рубля изменит экономику

Первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов предложил вернуться к режиму валютного коридора, но в обновленном формате — «плавающего коридора» вместо действующего свободного плавания рубля. По его словам, в нынешних макроэкономических условиях бизнес все чаще воспринимает публикуемый ЦБ курс как «ненастоящий», а прежние модели курсообразования утратили актуальность.
По оценке экономистов, введение плавающего валютного коридора может быть выгодным, если целевой («оптимальный») курс рубля будет слабее рыночного. В этом случае у государства появится пространство для наращивания валютных резервов, а экспортеры, бюджет и компании, конкурирующие с импортом, получат дополнительную поддержку. Расплачиваться за это будут в первую очередь домохозяйства, чьи реальные доходы снизятся из-за более слабого рубля.
Гораздо выше риски при выборе коридора с курсом, заметно более крепким, чем складывающийся на рынке. Тогда возможны ускоренное сжигание резервов по образцу 2008–2009 годов и резкая девальвация с инфляционным всплеском по сценарию конца 1990-х. Дополнительно может потребоваться ужесточение валютного контроля, что осложнит внешнюю торговлю в условиях санкций.
Возврат к коридору выглядит оправданным, если санкционное давление сохранится на длительном горизонте (значительно более года-двух): при точной калибровке границ коридора потенциал выгод способен перевесить связанные с ним издержки.
«Отказ от плавающего курса — большой шаг и от “рыночности” экономики в целом, и от концепции классического монетаризма, которая доминирует в решениях ЦБ с 2013 года, — отмечает экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. — Если этот шаг всё-таки произойдет, он ознаменует собой коренной перелом в развитии российской экономики».