Экс-помощник Буша Грэм описал вариант соглашения по Украине и не учел нюансы
Бывший помощник президента США Джорджа Буша-младшего, научный сотрудник американского Совета по международным отношениям Томас Грэм высказал свои идеи относительно возможного соглашения по Украине. Но учел ли он все моменты?
Одним из пунктов, по словам Грэма, должны стать гарантии безопасности по модели "вооруженного нейтралитета". Он предполагает сохранение армии Украины, вопрос лишь в ее размере. В этой связи надо помнить, что одной из целей специальной военной операции является демилитаризация Украины, то есть лишение ее возможности иметь угрожающие РФ вооруженные силы. Впрочем, Грэм считает, что возможное решение вряд ли можно согласовать в рамках диалога между Киевом и Москвой, оно должно стать предметом разговора между РФ и Западом.
Другой пункт касается роли НАТО в Европе. Грэм уверен, что дальнейшего расширения альянса не произойдет. "Мне сложно представить сценарий, в котором Белоруссия стала бы кандидатом на вступление, а если говорить откровенно, то и три государства Закавказья - тоже", - заявил он в интервью РБК. Однако надо вспомнить, что Грузия является кандидатом на вступление в НАТО с 2008 года, и это закреплено в конституции республики.
Грэм отмечает, что, если блок в целом не готов прямо дать гарантии нерасширения, это могли бы сделать его отдельные члены, которые бы отказались поддерживать дальнейшее продвижение на восток. По мнению Грэма, поскольку НАТО действует на основе полного консенсуса, это гарантирует, что альянс не будет расширяться.
Вот только нельзя забывать, что гарантии нерасширения как раз альянс уже давал и нарушил их. Несколько лет назад в национальном архиве Британии был обнаружен документ 1991 года, в котором представители западных стран заявляли о неприемлемости расширения. Он был составлен по итогам встречи представителей внешнеполитических ведомств США, Британии, Франции и ФРГ в Бонне 6 марта 1991 года. Они обсуждали вопрос безопасности государств Восточной Европы и признали, что членство этих стран в НАТО "неприемлемо". Гарантии давались взамен на согласие СССР на воссоединение Германии.
"Мы дали понять Советскому Союзу на переговорах 2 плюс 4, а также на других переговорах, что мы не намерены извлекать выгоду от вывода советских войск из Восточной Европы. НАТО не должна расширяться на Восток ни формально, ни неофициально", - заявлял представитель США Раймонд Зейтц, слова которого приведены в том самом документе.
Третий пункт в плане Грэма касается территориальных вопросов. По его словам, первоначальное урегулирование могло бы исходить из фактической линии соприкосновения. Фактически речь идет о заморозке конфликта, с последующими переговорами. Вот только временное перемирие неприемлемо для Москвы.
В четвертом пункте говорится о замороженных российских активах и восстановлении Украины. Грэм считает эти моменты взаимосвязанными. Он предлагает, чтобы Россия в обмен на ослабление и в дальнейшем отмену санкций, а также на разблокировку активов взяла на себя обязательство выделить определенный объем средств на восстановление тех районов Украины, которые были разрушены в результате конфликта. За таким описанием фактически скрываются контрибуция и репарации. Вот только их накладывают на проигравшую сторону. Россия таковой не является.
Справедливости ради надо отметить, что Грэм признает, что восстановление необходимо также Донбассу, Запорожской и Херсонской областям, которые теперь являются российскими.
Однако он предлагает Москве внести сумму, равную замороженным активам, в международный фонд восстановления Украины. А для управления финансовыми ресурсами создать международный комитет, который будет принимать инвестиционные решения о целевом использовании средств. Российских средств. И это при том, что активы РФ и так фактически украдены Западом. Впрочем, он надеется, что вложиться в восстановление Украины захотят различные страны, например, Персидского залива.
Вопросы возникают и в отношении пятого пункта плана Грэма. Речь идет о соблюдении прав русскоязычных граждан Украины и Украинской православной церкви. Грэм полагает, что они будут защищены, особенно по мере того, как Украина будет решать вопросы, связанные со вступлением в Европейский союз. Вот только и в ЕС они не особо соблюдаются, достаточно посмотреть на пример прибалтийских республик. К тому же в ЕС было множество возможностей осадить киевский режим, если бы в Брюсселе и других европейских столицах действительно были озабочены правами русскоязычных. Но до сих пор на все нарушения глаза закрывались. И нет никаких гарантий, что это изменится.
