Конец эпохи конкурсов: Паслер перестраивает работу с мэрами

Реформа местного самоуправления Одна из самых обсуждаемых тем в свердловском истеблишменте – федеральная реформа местного самоуправления, которая должна встроить городские администрации в общую систему власти. Денис Паслер – один из первых российских губернаторов, который начал пользоваться ее инструментами: он назначил уже трех исполняющих обязанности глав городов. Так, Реж временно возглавил Евгений Чепчугов, Артемовский – Андрей Клименко, Североуральск – Виталий Никитенко. В старой схеме при досрочной отставке мэра временного главу назначала городская дума. Были нередки случаи, когда за время конкурса успевали сменяться три-четыре врио. Новая схема позволяет ставленнику губернатора сосредоточить рычаги власти еще до проведения конкурса. Более того, не исключено, что и сами конкурсы уйдут в прошлое. В течение ближайшего месяца в заксобрание поступит законопроект о порядке назначения глав муниципалитетов. Обязательная для областного центра и возможная для других городов схема – внесение кандидатов исключительно главой региона. Претендентов губернатору смогут предлагать партии, представленные в Госдуме и заксобрании, областная общественная палата, совет муниципальных образований, а также Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления. Областной закон может разрешить и другим организациям выставлять своих кандидатов, но самовыдвижение не предусмотрено. Дума сможет выбирать мэра только из числа одобренных кандидатов. Политолог Михаил Коробельников считает, что именно такая схема может быть согласована для всех или, по крайней мере, большинства свердловских муниципалитетов. Например, предыдущий закон о местном самоуправлении допускал прямые выборы мэра, однако в 2010-е годы от этой схемы в Свердловской области полностью отказались: дольше всего держались Екатеринбург и Нижний Тагил, но и там в 2018 году ее отменили. Поэтому логично, что и Денис Паслер продолжит курс на максимальный контроль области за местными властями. Сейчас конкурсная комиссия, которую возглавляет представитель губернатора, уже может рекомендовать своего кандидата, но депутаты не обязаны за него голосовать. Например, так произошло в Березовском, где дума чуть не назначила малоизвестную чиновницу Юлию Маслакову на место опытного мэра Евгения Писцова. Новый вариант практически полностью устранит возможности для «самодеятельности» местных дум. К примеру, срыв кворума, который сейчас устраивают депутаты из Режа, чтобы затянуть утверждение Чепчугова, не может продолжаться бесконечно и грозит роспуском самой думы. Первый замруководителя аппарата губернатора Вадим Дубичев и председатель комитета по региональной политике заксобрания Михаил Зубарев не подтвердили и не опровергли планы наличия такой реформы. Кадровые решения Михаил Коробельников ожидает, что решения Дениса Паслера коснутся и персоналий. Это подтверждается и первыми «заменами» в корпусе глав городов, о которых мы писали выше. Часть кадровых перестановок может быть связана с высокой активностью силовиков и надзорных ведомств. Так, уже были арестованы экс-мэры Дегтярска и Артемовского Вадим Пильников и Константин Трофимов, сейчас возбуждено уголовное дело против главы Красноуфимска Михаила Конева, прокуратура добивается отставки его серовского коллеги Василия Сизикова. Сам губернатор тоже внимательно отслеживает ситуацию на местах: после коммунального коллапса была уволена глава Североуральска Светлана Миронова. «Денис Владимирович знает жилищно-коммунальную сферу и энергетику на профессиональном уровне, в этом у него набор компетенций больше, чем у предыдущих глав Свердловской области. С одной стороны, он является серьезным помощником в работе глав, а с другой – к ним возросли требования», – подтвердил Дубичев. Масштабные перестановки не исключены уже в 2026–2027 годах. В течение ближайшего года истечет срок полномочий мэра Екатеринбурга Алексея Орлова, мэра Каменска-Уральского Алексея Герасимова, мэра Новоуральска Вячеслава Тюменцева и некоторых других глав. Кроме того, свердловский политбомонд в кулуарах обсуждает, что некоторые мэры перейдут в областное правительство – например, тот же Писцов или глава Сысерти Дмитрий Нисковских. Денис Паслер, работавший премьер-министром Свердловской области, уже знаком с обстановкой «на земле», что позволяет ему пополнять «скамейку запасных» опытными местными кадрами. Например, Андрей Клименко уже был мэром Артемовского, а Виталий Никитенко ранее возглавлял Арамиль. Несмотря на это, риск «дефицита кадров» сохраняется: работа в местном самоуправлении на протяжении нескольких последних лет теряет привлекательность из-за высокой сложности, а также рисков столкновений с силовиками, констатируют источники «ФедералПресс». «Так говорят люди, которые находятся не в системе. Да, сейчас уже нет глав из числа бизнесменов или «людей с улицы», как это было в 1990-е, но для чиновника назначение мэром – это статус и очередная ступенька наверх. Если он желает карьерного роста, он не будет отказываться от поста мэра и на нем будет реализовывать ту политику, которую ведет губернатор», – возражает Коробельников. Одна из возможностей поощрить мэров – введение прибавки к зарплате из областного бюджета: по новому закону главы муниципалитетов одновременно считаются госслужащими. Впрочем, по словам Дубичева, региональные власти подождут, появится ли аналогичная практика на федеральном уровне. Управленческие округа Реформа местного самоуправления ставит вопрос и о судьбе управленческих округов – структуры, созданной еще первым губернатором Эдуардом Росселем. «В той архитектуре мэры были относительно независимыми, снять их было проблематично, необходим был надзор и постоянный человек для контроля», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. Упразднение округов обсуждалось и при предыдущих губернаторах Александре Мишарине и Евгении Куйвашеве, но так и не состоялось. Одной из важных функций управляющих после отмены прямых выборов мэров было как раз участие в конкурсных комиссиях, существование которых сейчас под вопросом. В то же время высказывались и аргументы в пользу управленческих округов: большая доступность управляющих по сравнению с областными министрами, возможность методической помощи мэрам, кураторство предвыборных кампаний. К тому же назначение в округ давало возможность почетной отставки влиятельным мэрам. «Насколько я знаю, Денис Владимирович позитивно оценивает опыт работы управленческих округов. Тема совершенно не стоит в плане обсуждения», – заявил Дубичев. Так или иначе, взаимодействие с системой местного самоуправления станет одним из приоритетов Дениса Паслера в преддверии выборов в Госдуму, заксобрание и местные думы, запланированных на следующий год, прогнозирует Михаил Коробельников. «У него есть полгода, даже меньше – около четырех месяцев – для того, чтобы создать работоспособную команду, которая сможет удерживать или даже улучшать политическую ситуацию в Свердловской области в следующем году. Это главная задача. Вторая задача – установить систему взаимоотношений с муниципалитетами. И ему нужны будут люди, которые от него зависят. Неважно, «чьи» это люди, если они будут зависеть от губернатора и будут им управляемы», – заключил политолог. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов

Конец эпохи конкурсов: Паслер перестраивает работу с мэрами
© РИА "ФедералПресс"