Напрасные слова: что означает согласование 19-го пакета санкций ЕС против России с администрацией США. Комментарий Семена Новопрудского

«В ближайшие дни Европейский союз примет вслед за 18-м пакетом новый масштабный пакет санкций, который впервые с момента возвращения Дональда Трампа к власти согласован с Соединенными Штатами», — заявил министр иностранных дел временно исполняющего обязанности из-за импичмента и отсутствия нового кабинета министров правительства Франции Жан-Ноэль Барро в эфире телеканала TF1.

Напрасные слова: что означает согласование 19-го пакета санкций ЕС против России с администрацией США. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Никто из представителей администрации США пока не подтвердил факт согласования европейского санкционного пакета. Более того, само понятие «согласованности» санкций с администрацией Трампа можно трактовать очень по-разному.

В частности, в представленном в конце минувшей недели варианте 19-го пакета европейских санкций нет главной меры, которую власти США и лично Дональд Трамп выдвигали в качестве условия для новых американских санкций. Трамп неоднократно призывал ввести пошлины в 100% против Индии и Китая как крупнейших покупателей российской нефти. «Мы готовы начать, готовы начать прямо сейчас (вводить вторичные пошлины против партнеров России. — С. Н.), но мы сделаем это только в том случае, если наши европейские партнеры поддержат нас», — заявлял один из американских чиновников.

В 19-м пакете пока нет никаких следов упоминаний о вторичных пошлинах. Более того, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала по этому поводу загадочное заявление: «ЕС сам примет решение относительно пошлин для Индии и Китая». Спрашивается, что мешало сделать это в 19-м пакете санкций? Ответ отчасти дала сама глава Еврокомиссии: она отметила необходимость укреплять отношения с Индией, в том числе для обеспечения безопасности Индо-Тихоокеанского региона. Но есть и более реалистичный ответ: ни у США, ни у ЕС нет экономических возможностей ввести и добиться полного соблюдения 100-процентных пошлин как минимум против Китая.

Пока поведение США и ЕС вокруг введения вторичных пошлин в отношении покупателей российской нефти сильно напоминает сюрпляс у велосипедистов-спринтеров. Оба «спортсмена» замерли и ждут, пока другой начнет движение. ЕС надеется, что на Россию и ее партнеров начнут давить пошлинами США. А власти США нашли удобную отговорку: мол, раз Евросоюз покупает гораздо больше российской нефти и газа, чем Штаты, пусть он и начинает тарифную войну с Индией и Китаем. А мы уж после. В этой части позиции сторон явно не согласованы.

Зато практически нет сомнений в том, что США как минимум на словах будут приветствовать прописанную в 19-м пакете цель ЕС полностью отказаться от экспорта российского сжиженного природного газа к началу 2027 года, а не к его концу, как предполагала дорожная карта Евросоюза. Это вполне вписывается в горячее желание Дональда Трампа заменить российские энергоносители американскими.

Одна из мер, которые сам Евросоюз считает самыми радикальными в новом санкционном пакете, — полный запрет на сделки с российскими компаниями «Роснефть» и «Газпром нефть». Но выглядит это как запрет несуществующего. Ни Евросоюз, ни США никаких сделок с этими компаниями сейчас и так не совершают. Но если нынешняя американская администрация при каких-то политических раскладах договорится с российской о совместных нефтяных проектах, едва ли Трамп будет обращать внимание на европейские запреты.

Еще один вопрос, в котором непонятно, что означает «согласование» санкций ЕС с администрацией США, — «прикладные» ограничения для российского нефтяного экспорта. То есть официальное введение пониженного ценового потолка для сырой российской нефти в 47,6 доллара за баррель и санкции против 118 судов, которые подозреваются в перевозке российского черного золота. Тут согласование может выглядеть либо как прямое присоединение США к этим мерам (пока на сей счет нет никаких официальных подтверждений ни от ЕС, ни от администрации Трампа), либо как то, что США просто не возражают против таких мер. Но «молчаливое согласие» без участия Штатов делает эти две санкции в значительное мере бессмысленными и заведомо неисполнимыми.

К слову, на днях The New York Times со ссылкой на исследование S&P Global Market Intelligence сообщила, что российский теневой танкерный флот на начало 2025 года составлял около 940 судов — это на 45% больше, чем годом ранее, и порядка 17% всего мирового танкерного флота. Так что даже с учетом этих 118 судов, внесенных в черный список ЕС, и даже если не появится никаких новых перевозчиков, сотни действующих танкеров все равно остаются вне санкций. Не говоря уже о том, что такие танкеры постоянно меняют флаги и юрисдикции. А при смешении нефти из России с нефтью из других стран в третьих странах потом невозможно отследить и страну происхождения сырья.

Пока ситуация выглядит так, что ЕС пытается надавить на Россию тем, что это такие «особенные санкции», поскольку они согласованы с Дональдом Трампом, который вот уже девять месяцев воздерживается от введения новых ограничений против РФ. Хотя он и не отменил никаких санкций, введенных администрацией Джо Байдена и своей собственной в первом президентском сроке.

Властям США такая позиция тоже оставляет пространство для маневра. Евросоюзу Трамп может продавать свое «согласие» на санкции как то, что Штаты не возражают против новых антироссийских ограничений. А России говорить о том, что США по-прежнему не вводят никаких новых санкций. И то, и другое может быть правдой, но не иметь практического значения.

Что такое «грозный Трамп на словах», весь мир за эти месяцы выучил наизусть: президент США практически всегда забирает свои угрозы назад, «забывает» о них или продлевает срок действия ультиматумов.

Но все это не гарантирует, что администрация США в какой-то момент не начнет новый виток санкционной войны с Россией. Вероятность этого не выше, но и не ниже, чем заключение полноценных торговых сделок США с Индией или Китаем.